Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание и структура социальной адаптации личностиСоциальная адаптация личности является сложной системой, имеющей свою логику и структуру. Основными ее компонентами являются: адаптивная деятельность, адаптивная ситуация, адаптивные барьеры, стратегия адаптации, адаптационный потенциал, адаптационная система. Адаптационные процессы в социуме, по мнению М.В. Ромма, не возможны без устойчивого информационного взаимодействия между социальной системой и окружающей средой. Поэтому любая адаптивная система должна включать в себя как минимум две системы: ту, которая адаптируется, и ту, к которой эта адаптация осуществляется. М.В. Ромм различает следующие подвиды систем, находящиеся в процессе адаптации: 1. адаптивная система - это система, которая обладает потенциальной возможностью для целенаправленной трансформации своей структуры в соответствии с потребностью; 2. адаптированная система - та, которая уже осуществила свое приспособление и в настоящий момент находится в состоянии временной относительной адаптированности (покоя); 3. адаптационная система - это микросистема, с помощью которой реализуется процесс адаптации (М.В. Ромм, 2002). Адаптивная деятельность - двусторонний процесс: воздействуя на среду, человек в процессе адаптации преобразует самого себя. С информационной точки зрения, деятельность - это средство адаптации, основанное на информационных программах и отражающее целенаправленную активность адаптационных систем, выраженную в их избирательном отношении к внешней среде (М.В. Ромм, 2002). Важнейшее условие приспособительной активности - это наличие информационного механизма обратной связи, целенаправленно регулирующую приспособительную активность личности. По мнению М.В. Ромм, информация выступает детерминантой адаптивной деятельности человека. «Информация выступает в роли метасредства любого вида деятельности, поскольку это - именно то фундаментальное основание, на котором основывается функционирование механизма индивидуального целеполагания и выбора релевантной адаптивной деятельности при минимуме трудовых и энергетических затрат достичь максимального приспособительного эффекта» (М.В. Ромм, 2002, с. 77). В адаптивной деятельности личности прослеживается диалектическое единство двух планов: 1) внешний - материально-духовная деятельность, К0Т9- рая в основном нацелена на изменение условия внешней среды; 2) внутренний - субъективно-психическая деятельность по созданию индивидуальных моделей последующей материальной и духовной деятельности, направленной прежде всего на творческое преобразование внутреннего мира субъекта адаптации с последующим изменением социокультурной среды. Выделяя внутренний и внешний планы адаптивной деятельности, следует отметить, что они тесно связаны. Адаптационная деятельность личности связана с преодолением и предупреждением разнообразных адаптационных барьеров, противоречий и конфликтов в жизнедеятельности индивида (дефицита индивидуальных жизненных ресурсов, креативных проблем индивидуального развития, нарушения социально-психологического баланса идентичности личности). Адаптивный барьер - «совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, тормозящих адаптацию личности к разноуровневым адаптивным ситуациям либо препятствующие ей» (М.В. Ромм, 2002, с. 104). Адаптивные барьеры, тормозящие процесс адаптации, подразделяют на индивидуальные, характеризующие особенности адаптирующейся личности (возрастной, эмоционально-психологический, мировоззренческий); информационно-адаптивные, затрагивающие адаптивное инфовзаимодействие (знаковый, тезаурусный, контрасуггестивный); ситуативные, связанные с качественной спецификой адаптирующей социальной среды (географический, режимный, национально-культурный и т.д.). 'і'О'СУЛЛРСТВЕННЛЯ Социальная адаптация личности:является динамичной системой социальной деятельности, направленной на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путем целенаправленного обмена информацией и предметной деятельности с индивидами, социальными группами и обществом в целом. Таким образом, социальная адаптация превращается в средство и способ жизнедеятельности и развития социальных систем. Взаимодействие индивида и социальной среды основывается на непрерывном обмене деятельностью и информацией. П.С. Граве выделил следующие виды информации: ключевая, вероятностная, ориентировочная и индифферентная. Ключевая информация сигнализирует о достоверном изменении ситуации и вызывает адаптивную деятельность, вероятностная и ориентировочная информации выступают в качестве стимула, который может повлечь указанную деятельность. Индифферентная информация не содержит данных об изменении среды, а значит, не выступает в виде причины адаптации. Поэтому, информация об условиях среды выступает детерминирующим фактором, регламентирующим адаптивную активность. Важнейшей особенностью адаптивной деятельности является то, что существенным ее условием и причиной выступает психологическая активность, находящая отражение в процессах субъективной интерпретации. Другими словами информация определяет направленность и характер адаптивной деятельности. Если социальная ситуация нова и не привычна для субъекта, то возникает момент информационной неопределенности. Информационная неопределенность («знание о незнании», М.В. Ромм, 2002) - важнейший признак адаптивной ситуации. Чем выше степень информационной неопределенности, тем больше адаптивный потенциал той или иной новой ситуации. Информационная неопределенность стимулирует адаптационный процесс. Адаптивная ситуация - это «фиксированное отражение социальных, политических, психологических изменений, порождающих адаптационные процессы» (М.В. Ромм, 2002. с. 100). Адаптивные ситуации различаются по модальности субъекта взаимодействия на: микроуровневые (взаимодействие на уровне «личность - личность»), мезоуровневые (взаимодействие на уровне «малая группа - личность»), макро- уровневые (взаимодействие на уровне «общество-личность»). Адаптивные ситуации бывают простыми и сложными. Простая адаптивная ситуация связана с изменением одного или нескольких параметров социальной ситуации. Данные изменения проявляются обычно на индивидуальноличностном уровне и связаны с переменой утстановок, обретением новой социальной роли, вхождением в коллектив и т.д.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/460118.html |
|