Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие социальной адаптации личностиТермин «адаптация» заимствован общественными науками из биологии, где он обычно употребляется в значении близких к понятиям «приспособление», «самоорганизация», «самообучение» и определяется как обеспечение такого режима активности организма, который позволяет ему сохранять себя (выживать) в условиях изменяющейся среды (Калайков И., 1984). Содержание понятия адаптации охватывает не только способность живых систем отражать посредством изменения факторы, но и способность этих систем в процессе взаимодействия создавать в себе механизмы и модели активного изменения и преобразования среды, в которой они пребывают. По мнению К.О. Сантросян, сложность изучения понятия адаптации заключается в том, что различные науки, изучающие разные уровни организации индивида и разные формы его существования, сохранив в рамках своих научных основ содержание понятия адаптации (как относительное соответствие между внутренними и внешними условиями при относительном их постоянстве), обогатили его специфическими для конкретной науки содержанием. Это расширило границы понятия и привело к некоторой его аморфности и создало условия для взаимопроникновения или параллельного и не однозначного использования понятия адаптации, разработанного в разных науках и вкладывающих в него различное содержание (Сантросян К.О., 1989). Адаптацию в широком смысле трактуют как: процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях существования (Симиочев,1985); процесс активного взаимодействия личности и среды (Ронгинская, 1987); процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды (Мацкевич, 1987); изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности (Бушурова, 1985); процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности (Робалде, 1986) (Цит. по: Никифорову Г.С., 1991, с. 43). Д.А. Андреева отмечает три значения понятия «адаптация» в общественных науках. Во-первых, оно употребляется в значении совокупности приспособительных реакций человеческого общества в целом к его естественной природной среде. Во-вторых, понятие адаптации употребляется для обозначения приспособительных реакций отдельного человека на изменения окружающей социальной и природной среды. В-третьих, это понятие начинает употребляться в более широком значении, а именно в значении вхождения индивидов в различные социальные роли (Андреева Д.А., 1973). По мнению ДА. Андреевой, первые два употребления понятия адаптации являются правомерными и перспективными, третье же вызывает сомнение, так как в такой трактовке понятие адаптации близко по своему значению понятию «социализации», что требует особого рассмотрения, так как понятие социализации и близкое ему по значению понятие адаптации отображают определенные аспекты приобщения человека к сложившимся формам общественной жиз- Социализация представляет собой включение личности в систему общественных отношений, овладение личностью общественно выбранными способами деятельности. По определению И.С. Кона это «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» (Кон И.С., 1967, с. 221). Д.А. Андреева считает, и мы хотим с этим согласиться, что процессы адаптации имеют место в социальной жизни только тогда, когда обычное, привычное поведение невозможно вообще или малоэффективно (Андреева Д.А., 1973). Для любой новой деятельности, является ли она новой по предметному содержанию или новой по условиям ее выполнения, свойственно то, что ее субъект испытывает некоторое беспокойство, волнение, порождаемое этой новизной. При этом предмет и условия деятельности представляются ему безразличными и чуждыми. Но постепенно человек осваивает их, его деятельность приобретает привычный для него характер и становится более продуктивной. Д.А. Андреева в своей работе пишет, что преодоление затруднений через привыкание, освоение нового дела и есть адаптация. «Адаптация означает приспособление, приноравливание индивида к новым условиям, вживание в них, в тех случаях, когда он в силу тех или иных причин не в состоянии изменить эти условия по своему усмотрению» (Андреева Д.А., 1973, с. 64). Индивидуальные особенности протекания процессов адаптации связанны с различиями в темпераменте индивидов, типе их нервной системы, ценностных ориентациях и способностях. Делая вывод, Д.А. Андреева отмечает, что «адаптация - это процесс выработки, по возможности оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение основных задач личности. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия» (Андреева Д.А., 1973, с. 64). Итак, по мнению Д.А. Андреевой, понятия адаптации и социализации существенно различаются по содержанию. Первое выражает приспособление, приноравливание человека к новым условиям деятельности, без чего деятельность оказывается малоэффективной или вообще невозможной; второе выражает процесс становления личности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/460118.html |
|