Быстрый переход к готовым работам
|
Тесты и критерии оценки технической подготовленности волейболисток 15-17 летРезультативность деятельности в процессе игры определяется рядом факторов: - объективностью оценки собственной общефизической и технико- - уровнем спортивного мастерства; - поведением противника, степенью ориентировки в пространственно- - показателями согласованности действий с партнерами и др. Одним из важных компонентов технической подготовки волейболисток является формирование навыков программирования двигательных действий и их своевременной коррекции. Программирование моторных актов позволяет спортсменкам успешно ориентироваться в возникающих игровых ситуациях; выстраивать рациональную линию поведения на игровой площадке; более эффективно взаимодействовать с партнерами, прогнозировать действия противников. Своевременная коррекция двигательных действий в соответствии с изменением игровой обстановки повышает согласованность действий партнеров, обеспечивая результативность игровых комбинаций. Разработка рационального алгоритма движений упорядочивает организацию и содержание двигательной деятельности волейболисток, определяет характер их взаимодействия. Формирование навыков эффективного программирования двигательных действий обеспечивает повышение
80 самооценки; уверенности в своих силах, проявление легкости и свободы движений, готовность к импровизации в зависимости от соревновательной обстановки. Успешность программирования определяется показателями общефизической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной и морально-волевой подготовленности, что свидетельствует о тесной взаимосвязи уровня спортивного мастерства, формирования навыков программирования и коррекции ведущих параметров технических приемов. Значимость программирования в повышении технической подготовленности. Таким образом, формирование навыков программирования и коррекции движений является важной составляющей системы спортивной подготовки волейболисток. Для оценки навыков программирования и коррекции двигательных действий нами были разработаны тесты и критерии оценки, позволяющие выявить степень готовности волейболисток к управлению движениями в ходе соревновательной деятельности. На первых этапах спортивной подготовки программирование двигательных действий представляет собой достаточно сложный процесс, содержание которого определяется структурой технических приемов. По мере становления двигательного навыка его реализация создает более благоприятные условия для повышения результативности соревновательной деятельности. В ходе анализа специальной литературы, а также проведения собственных исследований нами были выявлены различные способы реализации навыков программирования, для каждого из которых разработаны соответствующие тесты и критерии оценки. Тест 1. Для оценки сформированное™ навыков выполнения двигательных действий в короткий период времени. С одного шага, разбега,
81 выпрыгивание вверх толчком двух с пробиванием блока правой рукой. Оценивается способность игрока к максимальному ускорению двигательных действий в соответствии с пространственно-временными параметрами данного технического приема. Критерии оценки: 5 баллов - своевременное оптимальное ускорение для выполнения моторного акта, обеспечивающее эффективность технического приема; 4 балла - достижение необходимой скорости путем максимального 3 балла - некоторое несоответствие скоростных параметров 2 балла - несоответствие скорости выполнения двигательных действий 1 балл - неадекватная оценка скорости движений при выполнении Тест 2. Для оценки навыков выбора эффективного варианта выполнения движения для данной игровой ситуации. Прием мяча для второй передачи. Оценивается соответствие варианта выполнения движения характеру конкретной ситуации. Критерии оценки: 5 баллов - оптимальный выбор способа выполнения движения в данной 4 балла - применение варианта выполнения технического приема, 3 балла - использование варианта двигательного действия, 2 балла - попытка силового выполнения двигательного действия путем
82 1 балл - несоответствие способа выполнения двигательного действия Тест 3. Для оценки степени соответствия программы действий функциональным возможностям организма волейболистки. Планирующая подача. Оценивается степень соответствия содержания программы выполнения технического приема показателям сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем. Критерии оценки. 5 баллов - соответствие содержания программы действий функциональным возможностям организма; 4 балла - включение в программу двигательных действий, требующих 3 балла - усложнение содержания программы, обусловливающее 2 балла - недостаточный учет содержания программы при достигнутом 1 балл - частичное соответствие содержания программы функциональной подготовленности. Тест 4. Для оценки способности к получению и переработке информации от работающих мышц и обеспечивающих физиологических систем. Прием мяча после подачи противника. Оценивается способность к выполнению высококоординированных движений за счет получения информации из работающих мышц. Критерии оценки: 5 баллов - сформированность навыков к объективному анализу 4 балла - некоторая напряженность при выполнении технического
83 3 балла - недостаточная информация о расположении частей и звеньев 2 балла - явные затруднения при анализе мышечных ощущений, 1 балл - неумение передать характер мышечных ощущений при Тест 5. Для оценки соответствия программирования состоянию работающих мышц. Выпрыгивание вверх толчком двух с места и пробивание блока. Оценивается адекватность содержания программирования технического приема характеру работы мышц. Критерии оценки: 5 баллов - четкое соответствие содержания программирования параметрам работы мышечных групп; 4 балла - несоответствие отдельных деталей программирования, 3 балла - соответствие основы программирования особенностям работы 2 балла - частичное соответствие содержания программирования режиму 1 балл - соответствие отдельных частей программирования характеру мышечной деятельности. Для успешного программирования технических действий большое значение имеет уровень сформированности двигательной памяти, обеспечивающей четкое воспроизведение ведущих параметров структурных элементов моторных актов в сходной ситуации игрового взаимодействия. Определение уровня развития двигательной памяти и обстановочной информации осуществлялось по следующим критериям оценки:
84 5 баллов - полное соответствие направления, траектории и скорости полета мяча при передаче в сходных условиях соревновательной деятельности; 4 балла - незначительное отклонение в направлении мяча, устраняемое в 3 балла - отклонения в направлении, траектории и скорости полета мяча, 2 балла - значительное отклонение основных параметров моторного акта, 1 балл - воспроизведение лишь одного из ведущих параметров. к адекватному реагированию на ход игры, сигналы судей, реакцию зрителей; 5 баллов - четкое программирование двигательных действий при 4 балла - незначительные погрешности при программировании моторных 3 балла - ошибки при программировании движений, исправляемые по 2 балла - грубые ошибки, обусловливающие потерю мяча; 1 балл - частичная разработка программы двигательных действий. Для оценки способностей к вариативности двигательных действий в изменяющихся игровых ситуациях, обеспечивающих результативность соревновательной деятельности, нами были разработаны критерии, отражающие степень готовности волейболисток к выбору наиболее эффективного способа выполнения технического приема в конкретной ситуации игрового взаимодействия с командой противника.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324265.html |
|