Быстрый переход к готовым работам
|
Системы работы с целью становления личностного потенциала профессионального развития в процессе профессиональной адаптации и преодоления профессиональных деформацийПрофессиональное долголетие, его сохранение и изучение представляет интерес различных социальных институтов и имеет традиции в изучении отечественных ученых (Кузьмина Н.В. [68, 69], Рогов Е.И. [123], Форманюк Т.В. [155],РуденскийЕ.В. [126]). Специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев [4] писал: «Фазы жизненного пути датируются сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и смыслом жизни». Долголетие - высшее человеческое благо. Длительная продолжительность профессиональной жизни возможна для каждого педагога, но большинство людей пока не доживают до значительного возраста из-за определенных социально-экономических условий и индивидуального образа жизни. Улучшение социально-экономических условий для продления профессиональной жизни еще недостаточно, необходимо соблюдение правил разумной организации труда, отдыха и быта. Важным условием педагогического долголетия является творческий труд, стимулятор в обеспечении активной и длительной жизни. Вне трудовой деятельности немыслимо развитие и совершенствование личностного потенциала профессионального развития, как и всех способностей человека. Продление профессионального долголетия является не только надежным желанием каждого, но и насущной социальной потребностью преподавателя вуза. Важность личностного потенциала профессионального развития в жизни преподавателя очевидна, но в современной геронтологии все еще крайне мало точных научно обоснованных конкретных представлений о непосредственных
130 причинах, обусловливающих «профессиональное выгорание». Большинство существующих соображений носит гипотетический характер. Эффективность профессиональной деятельности преподавателя может в течение какого-то времени осуществляться за счет дополнительных направлений стимулируемого самоконтролируемого труда, однако при этом возрастает физиологическая цена успешности. Мы считаем, что продолжительность педагогического труда обеспечивается психическим здоровьем. Примеры психического здоровья изучены далеко не полно и в самом первом приближении. Критерии психического здоровья включают: критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведенем в соответствии с нормами, принятие в различных коллективах, адекватные реакции на воздействия социальной среды, чувство ответственности за учеников и близких членов семьи, чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах, способность принять поведение при смене жизненных ситуаций, самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов, способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, раскрытие ее резервов и совершенствование психических процессов, воспитание дисциплины, ума и чувств. Особое значение в профессиональном педагогическом долголетии имеет психологическое время личности и возможность регулировать психологический возраст. Е.И. Головаха, А.А. Кроник отмечают, что несовпадение субъективной оценки педагогом своего возраста и действительного возраста объясняется ожиданиями в общественной жизни, личностными достижениями преподавателя вуза. Социальная компетентность, физическая и психическая активность, интерес к внешним событиям, стремление к продолжению профессиональной и общественно полезной деятельности - обязательные спутники "удачного" ста-
131 рения педагога. Модус социальных достижений включает личностные и индивидуально-психологические формы регуляции. Индивидуальная форма регуляции включает уровень проектирования, уровень планирования, уровень исполнения. Социальные взаимодействия профессионального педагогического долголетия имеют ряд особенностей.
«Скрытая программа социализации педагогов чаще всего обусловлена характером межличностных отношений в педагогической среде,- отмечает Артемьева Т.И. [8, с.249], которая не всегда ими даже осознается». Если содержание образования является заданным, определяется нормативными документами, образовательными программами, то социально-психологическая зрелость педагога целиком зависит от личностных его особенностей. Личность преподавателя вуза рассматривается нами как ценность и самоценность, ни из чего не выводимая и ни к чему не сводимая. Она обеспечивает прорыв во многих областях жизни студента, стимулирует расцвет собственных лидерских качеств, необходимых для функционирования общества.
132 Преподаватель постоянно наращивает свой личностный потенциал профессионального развития, эволюционирует, духовно насыщается, что способствует его профессиональному долголетию. Если преподаватель «застрял» на определенном этапе профессионализма и полностью адаптировался к деятельности, «нашел» себя и не стремится изменять ни себя, ни свою деятельность, то это приводит к эффекту преждевременного психологического старения, апатии в профессиональной жизни, профессиональной дезадаптации. Фундамент профессионального педагогического долголетия обеспечивается на всем протяжении продуктивной жизни человека, начиная с выбора профессии. Формирование профессиональной мотивации достигается высокой устойчивостью преподавателя, гибкой самооценкой, высоким профессиональным овладением навыками самоконтроля, саморегулирования, развития интеллекта; расширением сферы интересов за рамками профессиональной области - становлением индивидуальности педагога. Все это годами оптимизирует его, в этом важный аспект профессиональной деятельности и долголетия. Зрелый преподаватель не только сохраняет жизнеспособность, мироздание, определенные ему самой жизнью, но и участвует в его возрождении. Сохранив преподавателя, укрепив его ключевые внутренние позиции, способность к обновлению, натренированностью в деталях, можно добиться успехов в профессиональной деятельности. Главной особенностью педагогического профессионализма является то, что происходит выход преподавателя за пределы своего профессионального труда и освоение смен в различных областях деятельности, педагог-профессионал начинает обладать универсальными способностями, позволяющими ему выполнять одинаково успешно многие виды деятельности. Преподаватель вуза не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть за счет увеличения психологического будущего или
133 уменьшения психологического прошлого. Выявляя преподавателей с деформированной жизненной перспективой и проведя с ними социальную психотерапевтическую работу, направленную на создание социально-значимых и реалистических достижений жизни, программирование преподавательских интересов самой личности, ее индивидуально-психологических особенностей, можно значительно продвинуться на пути сохранения профессионального долголетия.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|