У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Системы работы с целью становления личностного потенциала профессионального развития в процессе профессиональной адаптации и преодоления профессиональных деформаций

Профессиональное долголетие, его сохранение и изучение представляет интерес различных социальных институтов и имеет традиции в изучении оте­чественных ученых (Кузьмина Н.В. [68, 69], Рогов Е.И. [123], Форманюк Т.В. [155],РуденскийЕ.В. [126]).

Специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев [4] писал: «Фазы жизненного пути датируются сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценно­стей и смыслом жизни». Долголетие - высшее человеческое благо. Длитель­ная продолжительность профессиональной жизни возможна для каждого пе­дагога, но большинство людей пока не доживают до значительного возраста из-за определенных социально-экономических условий и индивидуального образа жизни. Улучшение социально-экономических условий для продления профессиональной жизни еще недостаточно, необходимо соблюдение правил разумной организации труда, отдыха и быта.

Важным условием педагогического долголетия является творческий труд, стимулятор в обеспечении активной и длительной жизни. Вне трудовой деятельности немыслимо развитие и совершенствование личностного потен­циала профессионального развития, как и всех способностей человека. Про­дление профессионального долголетия является не только надежным желани­ем каждого, но и насущной социальной потребностью преподавателя вуза.

Важность личностного потенциала профессионального развития в жизни преподавателя очевидна, но в современной геронтологии все еще крайне мало точных научно обоснованных конкретных представлений о непосредственных

 

130

причинах, обусловливающих «профессиональное выгорание». Большинство существующих соображений носит гипотетический характер.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя может в течение какого-то времени осуществляться за счет дополнительных направле­ний стимулируемого самоконтролируемого труда, однако при этом возрастает физиологическая цена успешности.

Мы считаем, что продолжительность педагогического труда обеспечива­ется психическим здоровьем. Примеры психического здоровья изучены далеко не полно и в самом первом приближении. Критерии психического здоровья включают: критический подход к обстоятельствам жизни, способность само­управления поведенем в соответствии с нормами, принятие в различных кол­лективах, адекватные реакции на воздействия социальной среды, чувство от­ветственности за учеников и близких членов семьи, чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах, способность при­нять поведение при смене жизненных ситуаций, самоутверждение в коллек­тиве без ущерба для остальных его членов, способность планировать и осуще­ствлять свой жизненный путь. Психическое здоровье предусматривает трени­ровку психики, раскрытие ее резервов и совершенствование психических процессов, воспитание дисциплины, ума и чувств.

Особое значение в профессиональном педагогическом долголетии имеет психологическое время личности и возможность регулировать психологиче­ский возраст. Е.И. Головаха, А.А. Кроник отмечают, что несовпадение субъ­ективной оценки педагогом своего возраста и действительного возраста объ­ясняется ожиданиями в общественной жизни, личностными достижениями преподавателя вуза.

Социальная компетентность, физическая и психическая активность, ин­терес к внешним событиям, стремление к продолжению профессиональной и общественно полезной деятельности - обязательные спутники "удачного" ста-

 

131

рения педагога. Модус социальных достижений включает личностные и ин­дивидуально-психологические формы регуляции. Индивидуальная форма ре­гуляции включает уровень проектирования, уровень планирования, уровень исполнения.

Социальные взаимодействия профессионального педагогического долго­летия имеют ряд особенностей.

  1. В социальных отношениях осуществляется воздействие субъекта на субъект.
  2. Результативность определяется тем, как преподаватель воздействует на студентов, какими средствами и методами воздействие осуществляется, ка­ковы его цели и положительные результаты.
  3. Воздействие в педагогической профессиональной деятельности вы­ступает в качестве решения определенных задач, обусловленных необходимо­стью регулировать поведение преподавателя, студента.
  4. Потребности преподавателя как основы профессионального ин­тереса порождены объективной реальностью и существуют как от­дельный феномен.

«Скрытая программа социализации педагогов чаще всего обусловлена характером межличностных отношений в педагогической среде,- отмечает Артемьева Т.И. [8, с.249], которая не всегда ими даже осознается». Если со­держание образования является заданным, определяется нормативными доку­ментами, образовательными программами, то социально-психологическая зрелость педагога целиком зависит от личностных его особенностей.

Личность преподавателя вуза рассматривается нами как ценность и само­ценность, ни из чего не выводимая и ни к чему не сводимая. Она обеспечивает прорыв во многих областях жизни студента, стимулирует расцвет собствен­ных лидерских качеств, необходимых для функционирования общества.

 

132

Преподаватель постоянно наращивает свой личностный потенциал про­фессионального развития, эволюционирует, духовно насыщается, что спо­собствует его профессиональному долголетию. Если преподаватель «застрял» на определенном этапе профессионализма и полностью адаптировался к дея­тельности, «нашел» себя и не стремится изменять ни себя, ни свою деятель­ность, то это приводит к эффекту преждевременного психологического старе­ния, апатии в профессиональной жизни, профессиональной дезадаптации.

Фундамент профессионального педагогического долголетия обеспечива­ется на всем протяжении продуктивной жизни человека, начиная с выбора профессии. Формирование профессиональной мотивации достигается высо­кой устойчивостью преподавателя, гибкой самооценкой, высоким профессио­нальным овладением навыками самоконтроля, саморегулирования, развития интеллекта; расширением сферы интересов за рамками профессиональной области - становлением индивидуальности педагога. Все это годами оптими­зирует его, в этом важный аспект профессиональной деятельности и долголе­тия.

Зрелый преподаватель не только сохраняет жизнеспособность, мирозда­ние, определенные ему самой жизнью, но и участвует в его возрождении. Со­хранив преподавателя, укрепив его ключевые внутренние позиции, способ­ность к обновлению, натренированностью в деталях, можно добиться успехов в профессиональной деятельности. Главной особенностью педагогического профессионализма является то, что происходит выход преподавателя за пре­делы своего профессионального труда и освоение смен в различных областях деятельности, педагог-профессионал начинает обладать универсальными спо­собностями, позволяющими ему выполнять одинаково успешно многие виды деятельности.

Преподаватель вуза не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть за счет увеличения психологического  будущего  или

 

133

уменьшения психологического прошлого. Выявляя преподавателей с дефор­мированной жизненной перспективой и проведя с ними социальную психоте­рапевтическую работу, направленную на создание социально-значимых и реалистических достижений жизни, программирование преподавательских интересов самой личности, ее индивидуально-психологических особенностей, можно значительно продвинуться на пути сохранения профессионального долголетия.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.