Быстрый переход к готовым работам
|
Концептуальная модель профессионального развития преподавателя вузаМы исходим из предположения, что становление индивидуального профессионализма связано с формированием у преподавателя вуза образа (модели) профессии в целом, модели профессиональной деятельности преподавателя вуза, а также образа себя как профессионала. Модель профессиональной
101 деятельности рассматривается как совокупность субъективных представлений субъекта труда об условиях, целях и способах реализации деятельности в рамках той или иной профессии. Профессиональная деятельность рассматривается нами как деятельность человека в рамках конкретной профессиональной модели. Декомпозиция модели профессии на отдельные составляющие дает возможность дифференцировать подлинного профессионала от дилетанта (или от пассивного исполнителя), не имеющего усвоенных профессиональных ценностей и мотивов, характерных для представителя данной профессиональной общности, «механически» выполняющего ту же профессиональную деятельность, но в отрыве от профессиональной среды и свойственной ей профессиональной культуры. Наиболее емким является понятие концептуальной модели, в котором фиксируется отражение субъектом объекта, предмета и условий деятельности во всей их полноте. Понятие «концептуальная модель» (conceptual model) было предложено английским ученым А.Т. Велфордом в 1961 г. на XIV Международном конгрессе по прикладной психологии. Концептуальная модель раскрывается как глобальный образ, формирующийся в голове оператора. В понимании А.Т. Велфорда, концептуальная модель дает оператору целостную картину и поэтому обеспечивает возможность соотносить разные части процесса с целым, а соответственно, и действовать эффективно [175]. В отечественной науке понятие концептуальной модели активно начинает использоваться в работах В.П. Зинченко и его последователи, начиная с 1970 г. Под концептуальной моделью понимается некоторый комплексный динамический образ объекта деятельности, в котором находит свое отражение заданная динамика объекта, номинальная структура процесса. Концептуальная модель включает в себя жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе управления. Модель включает также широкое представление о задачах системы «че-
102 ловек - машина», мотивы деятельности, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям. Концептуальная модель, по В.П. Зинченко, - это своеобразный внутренний мир профессионала, который основан на большом количестве априорной информации о среде и который является относительно постоянным фоном действий человека и базой для принятия решений [51]. А.А. Крылов концептуальную модель рассматривает как образно-понятийную модель деятельности [65]. А.И. Галактионов показал, что концептуальная модель имеет иерархическое строение [21, с. 180-198]. Концептуальная модель характеризуется информационной избыточностью, но актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь образцы и схемы поведения, связанные с непосредственно решаемой задачей, которая формируется оператором на основе анализа поступающей информации [116]. Г.В. Суходольский концептуальную модель рассматривает как образно-понятийно-действенную модель, в которой содержится ряд последовательно сформированных и взаимосвязанных подмоделей. В числе основных подмоделей деятельности автор выделяет технико-технологическую, причинно-следственную, информационно-признаковую, алгоритмическую и интегрально-образную подмодели. При этом алгоритмическая (причинно-следственная) часть концептуальной модели формируется в результате синтеза технико-технологической, функциональной и информационно-признаковой частей и, в свою очередь, служит основой формирования интегральных образов [141, с.140-143]. Отсюда следует, что подготовку профессионалов следует базировать на усвоении ими алгоритмов профессиональной деятельности. С другой стороны, можно предполагать, что исходное формирование концептуальной модели профессиональной деятельности базируется на имеющемся у человека соци-
103 альном (жизненном, профессиональном и др.) опыте, знаниях, умениях и навыках деятельности, а также на сложившемся к этому времени личностному потенциалу профессионального развития. Мало того, сложившийся к моменту начала профессиональной деятельности потенциал личности будет оказывать значимое влияние на формирование концептуальной модели, проявляясь в успешности профессиональной адаптации. Лишь постепенно, по мере накопления профессионального опыта, теоретических знаний, изменения мотивов, установок, целеполагания, изменения профессиональной «Я-концепции» преподавателя вуза, - происходит коррекция концептуальной модели его профессионального развития. Концептуальная модель профессионального развития - это своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о профессиональной среде, о предмете труда, о целях, средствах и способах деятельности. Концептуальная модель включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям. Мы рассматриваем концептуальную модель профессионального развития с двух сторон: как субъективную модель непрерывно изменяющегося объективного «мира профессиональных деятельностей» и как презентацию психологической структуры деятельности. Недостаточность признаков для построения концептуальной модели профессиональной деятельности, их содержательная обедненность может сделать это внутреннее средство деятельности источником неадекватных, ошибочных действий. Концептуальная модель профессионального развития преподавателя вуза строилась с учетом следующих принципов. 1. Принцип развития, детерминирующий трактовку процессов онтогенеза (индивидуального развития профессионала) и филогенеза (развития про-
104 фессии как социального института). Принцип развития характеризует постепенное и скачкообразное усложнение личностного потенциала профессионального развития как в процессуальном, так и в содержательном аспекте. При построении концептуальной модели профессиональной деятельности мы исходим из принципиально важного теоретического положения, выдвинутого Б.Г.Ананьевым в 1969 г. [2], о единстве процесса психического развития человека и вытекающего их этого положения понимания взаимосвязи этапов профессионального пути. Внутри любого предшествующего пути складываются ресурсы и резервы последующего развития. Процесс психического развития является кумулятивным; в его ходе результат развития каждой предшествующей стадии, трансформируясь, определенным образом включается в последующую (Ломов Б.Ф. [72]. В соответствии с психологической концепцией развития, предложенной А.В.Петровским [101], процесс развития личности рассматривается как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывистости. Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывистость характеризует изменения, порождаемые особенностями включения личности в тот или иной институт социализации и обусловленные объективными изменениями внутри этого института. 2. Принцип комплексности, предполагающий необходимость учитывать при построении модели не только личностные ресурсы, но и профессиональные факторы, а также физиологические и медицинские аспекты. Профессиональный (операциональный) фактор определяется уровнем профессиональной подготовленности, т.е. объемом, глубиной, устойчивостью необходимых знаний, навыков, умений, а также опытом в конкретной профессиональной сфере. Медицинский аспект отражает взаимное влияние особенностей трудовой деятельности и профессионального здоровья, их причинно-следственных отно-
105 шений. Физиологический аспект характеризует специалиста с точки зрения адаптационных возможностей организма и психики в конкретных условиях деятельности, а также с точки зрения величины энергетических резервов органов и систем при напряженной психической деятельности.
Второе направление принципа активности связано с тем, что для эффективного использования имеющегося у человека потенциала необходимо привлекать всю совокупность мероприятий по психологическому обеспечению
106 профессиональной деятельности, позволяющих развивать профессионально важные качества и функции человека, повышать его резервные возможности, компенсировать те или иные ограничения и т.д. Активность мероприятий по профессиональной адаптации заключается также в том, что их проведение не ограничивается констатацией «диагноза» или «прогноза», они используются для коррекции профессиональных планов человека.
Концептуальную модель профессионального развития преподавателя вуза мы связываем с процессами становления его личностного потенциала профессионального развития и профессиональной адаптации через ряд этапов. На первом этапе происходит профессиональное самоопределение, профессиональное образование, формирование профессиональной Я-концепции, включающей три основные составляющие - образную, понятийную и действенную.
107 Образная составляющая может быть синтезирована из рассмотренных ранее отдельных образов как множество картин из оперативных («быстро меняющиеся») и неоперативных (относительно стабильных, константных) образов-ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы-объекты и образы-условия деятельности. Понятийная составляющая состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью понятий, определений и т.д. Третий компонент профессиональной Я-концепции - ее действенность. Профессиональная Я-концепция реализуется в действиях субъекта и управляет этими действиями. При этом действия, их цепочки и сочетания отображаются в концептуальной модели в виде образных и/или понятийных комплексов. Второй этап концептуальной модели профессионального развития представлен принятием профессиональной роли и выработкой индивидуального стиля педагогической деятельности. Важным аспектом профессионального развития является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою профессиональную роль, а также свои профессиональные связи и отношения. Значительный вклад в анализ развития исследований по стилевой проблематике внесен работами Г.А. Берулава, М.А. Холодной, И.П. Шкуратовой. В отечественной науке стилевые особенности личности наиболее активно исследовались в рамках деятельностного подхода, специфика которого заключается в том, что ведущая роль в развитии психики человека отводится деятельности. С позиции этого подхода и сам стиль трактуется как форма выраженности личности в деятельности (А.Г. Асмолов), определенная приемле-
108 мая форма деятельности (Н.Е. Можар), как внешнее проявление индивидуальности в деятельности (С.А. Гильманов). Исследования индивидуальных стилей, особенно интенсивно развернувшиеся в последнее десятилетие, привели к смещению интереса с индивидуально-типологических и внешних детерминант, связанных с объективными требованиями и возможностями соответствующей деятельности на активную личность как истинного субъекта индивидуального стиля.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|