Быстрый переход к готовым работам
|
Потенциал личности в становлении профессионализмаКатегория "потенциал" относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Потенциал (от латинского potens - сила) в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, решения какой-либо задачи [54, с. 292-293]. Человеческий потенциал - понятие, номинирующее концепцию устойчивого развития, которая возникла в 90-е годы XX века в мировой и отечественной литературе и имела цель сформировать такое интегральное представление о человеке, которое могло бы быть достаточно строгим и в то же время операционализируемым. В 60-80-е годы предлагалось немало концепций с подобными же целевыми ориентациями: «человеческих ресурсов» и «человеческого капитала», «уровня жизни» и «качества жизни». Первые две рассматривали человека, прежде всего, как существо общественное, две другие, напротив, - как существо потребляющее. Концепция же «Потенциал личности» включает в себя оба эти аспекта, но она более объёмна, поскольку призвана раскрыть с максимальной полнотой представление о самоценности человека в социуме, его профессиональном становлении. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли деятельности личности, выступающей в качестве основания для преобразования всей жизнедеятельности. Проблема развития потенциалов личности рассматривается в науке в связи с изучением вопросов развития творческих способностей человека (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости, креативности личности: - в отечественных исследованиях - Г.С. Альтшуллером [1], Л.С. Выготским [20], В.В. Давыдовым [116], А.Ю. Козыревой [58], М.В.Колосовой [60],
58 И.С. Коном [61-62], Б.М.Тепловым [146], В.И. Максаковой [78] и др.; - в зарубежных исследованиях - Ф. Барроном (F. Barron) [170], Э.де Боно (D'Bono) [15], Дж. Гилфордом (J. P. Guilford) [172], Ф. Джексоном (F. Jackson) [32], Д.Льюисом (D. Lewis) [74], Р. Стернбергом (R. Sternberg) [173], К.Тейлором (K.Taylor) [145], П. Торренсом (P. Torrance) [174] и др. В науке имеются предпосылки для рассмотрения внутренних ресурсов человека как источников его эффективной деятельности. В психологии используется понятие «личностный потенциал». Оно характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. В рамках личностного потенциала человека выделяют психофизиологический и творческий потенциал. В психофизиологический потенциал включают задатки, тип нервной системы, темперамент, эмоционально-волевую сферу человека. К творческому потенциалу отнесены интеллект, креативные и лидерские способности [127]. Столяренко Л.Д. [138] выделяет пять потенциалов личности:
59 5. Художественный - определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она удовлетворяет их. С. Гришпун [28] выделяет личностно-деловой потенциал школьника, являющийся интегративнои характеристикой подготовленности выпускника к выбору профессии. К личностным качествам он относит индивидуально-творческие ресурсы (интересы, склонности, способности), а к деловым -умения самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности (самостоятельность, решительность, инициативность). Иными словами, речь идет о развитии комплекса качеств у личности, позволяющих ей оценить собственные ресурсы, выбрать сферу применения своих способностей, повысить готовность к самостоятельному трудоустройству в условиях конкуренции и возможной безработицы. В.А. Ганзен и Л.А. Головей используют понятие «потенциалы возрастного развития». Авторы выделяют детерминанты и потенции (потенциалы) индивидуального развития человека, считают, что освоение основных видов деятельности оказывает значительное влияние на формирование потенциальных возможностей человека [24]. Потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельности человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития. В отечественной психологии способности рассматриваются не как готовые, а как развивающиеся свойства, что позволяет выделить потенциальные и актуальные способности. К.К. Платонов следующим образом раскрывает понятие «потенциальные способности» человека. Потенциальные способности - способности к еще не совершаемой деятельности, в которых проявляется в основном процессуальная сторона личности. При выполнении этой деятельности потенциальные способности становятся актуальными способностями [103].
60 Л.Г. Почебут и В.А. Чикер используют понятие «личностный потенциал» при анализе карьерного успеха. Авторы считают, что недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстерналь-ный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность, неконструктивные установки относительно достижений: боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело) препятствует достижению карьерного успеха [109]. Б.Г. Ананьев [4] отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллектуальный потенциал, по мнению Н.А. Грищенко, это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов человека как субъекта деятельности с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности. Исследователь считает, что раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект - личность [29, с. 186-188]. Близким к рассмотренному выше понятию является понятие ресурс. Словари определяют ресурсы как средства, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости, возможности (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы) [136]. Этимология свидетельствует о том, что слово ресурс заимствовано во второй половине XIX в. из французского языка, где ressource является суф-фиксным производным от ressourdre - «подниматься» и, в свою очередь, восходит к латинскому resurgere «распрямляться, подниматься» [152,162]. Под ресурсом организма понимаются возможности, источники активности человеческого организма. Кроме понятий ресурса и потенциала, используется родственное им по-
61 нятие «резерв». Под резервом (фр. reserve, лат. reservare - сберегать, сохранять) понимается [136]:
Термин «резервы» применительно к человеку заимствован из теории надежности. Резервирование - главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяют структурное и функциональное резервирование. Под структурным резервированием понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы, избыточность (наличие нескольких вариантов взаимодействия между элементами системы) и дублирование. Под функциональным резервированием понимаются те диапазоны условий, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. Все виды резервирования связаны с определенной избыточностью. Существует связь между ресурсами и резервами человека. В процессе деятельности могут возникать конфликтные взаимоотношения между условиями деятельности и возможностями человека по ее выполнению. Психика человека, выполняющая роль интегрального регулятора, обеспечивающего адекватное расходование и поддержание на должном уровне всех видов ресурсов человека, определяет приоритетность того или иного мотива на какой-то промежуток времени. Соответственно, идет мобилизация и перераспределение всех видов ресурсов. При очень большой активизации общий объем оперативно используемых ресурсов может возрастать за счет резервов организма. Отмечается две общие закономерности расходования резервных ресурсов:
62 ресурс внимания не заменяется ресурсом мышечной энергии и т.д. [166]. Г.В. Суходольский пишет о ресурсах деятельности и ресурсах работы. Работу автор представляет в виде последовательного решения задач деятельности на рабочем месте. В качестве ресурсов работы субъектов автор рассматривает информацию, материал и энергию. Сама же работа, по мнению исследователя, выступает в этом случае «ресурсом функционирования деятельности» [140, с. 77]. Для успешного выполнения какой-либо деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной социализации. Термин «ресурсность», а также обозначение потенциальных возможностей применяются и к личностным свойствам человека. В процессе реализации профессиональных функций ресурсы преобразуются в результаты. Поэтому производство результатов должно уравновешиваться поступлением ресурсов. При дефиците или избытке ресурсов необходимое равновесие нарушается. Возникают известные проблемы недогрузки или перегрузки работников с не менее известными последствиями (моното-ния и психическая напряженность, снижение готовности, производительности, надежности и качества труда, качества продукции, деформации личности и т.д.). Ресурсы не только должны быть в наличии, но и должны поступать в работу в необходимом количестве, в нужное время и в определенном месте. Автор приходит к выводу, согласно которому «многие особенности действий и деятельности в целом обусловлены локальным и общим балансом (или дисбалансом) ресурсов и целей, а значит, и результатов» [140, с. 78]. Очевидно, что в рассматриваемом контексте речь идет, в большей степе-
63 ни, о внешних ресурсах как источниках успешной (результативной) деятельности. В свою очередь, продолжая логическую цепочку, предложенную Г.В. Суходольским, можно говорить о деятельности как ресурсе формирования и развития профессионализма человека. Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации. В этом смысле мы предполагаем, что существует некоторая совокупность свойств человека, рассматриваемая как внутренний потенциал (ресурс), который обеспечивает возможность успешного освоения профессии, высокоэффективную профессиональную деятельность и развитие профессионала. Эту совокупность свойств будем обозначать как индивидуальный ресурс профессионального развития. В науке имеются предпосылки для рассмотрения внутренних ресурсов человека как источников его эффективной деятельности. В социологии труда используется понятие «личностный потенциал работника». Оно характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. В рамках личностного потенциала человека выделяют психофизиологический, трудовой и творческий потенциал. В психофизиологический потенциал включают задатки, тип нервной системы, темперамент, эмоционально-волевую сферу человека, его работоспособность. Трудовой потенциал связывают со способностями и готовностью к труду в условиях рынка, профессиональными знаниями и умениями, профессиональными навыками, мотивами трудовой деятельности, а также идентификацией работника с
64 коллективом. К творческому потенциалу отнесены интеллект, креативные и лидерские способности (Ромашов О.В. [125]). Понятие потенциала и ресурсов человека применяется и в психологии. Термин «ресурсы» используется в качестве характеристики резервов организма человека. Г.Селье использует понятие «адаптационные ресурсы организма» при рассмотрении фаз стресса [132]. В.И.Медведев пишет о системе адекватной мобилизации ресурсов организма [88, с. 99-109]. Термин «ресурсность», а также обозначение потенциальных возможностей применяются и к личностным свойствам человека. К.К.Платонов использовал термин «потенциальное призвание», характеризующий призвание личности к соответствующей деятельности. В процессе этой деятельности потенциальное призвание становится либо актуальным, либо иллюзорным [103]. А.К. Маркова в качестве важнейших внутренних условий достижения человеком высот профессионализма выделяет наличие у него системных качеств, соответствующих возможности профессионального роста и развития, а также индивидуальную ресурсность человека [83]. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, рассматривая кризисы профессионального развития человека, используют термины «творческий потенциал» и «ресурс активности индивида» [50, с. 35-44]. Ф.С. Исмагилова, говоря о необходимых свойствах профессионала в условиях рыночных отношений, в качестве одного из них видит конкурентоспособность, наличие которой предполагает активную позицию самого субъекта и зависит от его ресурсов. Подчеркивается, что профессиональную конкурентоспособность человек обеспечивает, прежде всего, за счет использования своих знаний, умений и профессионального опыта в соответствии с требованиями работодателя. Для этого человек должен управлять своими профессиональными и личностными ресурсами [53].
65 А.И. Галактионов с соавторами использует термин «способность оптимально распределять собственные ресурсы на весь период деятельности с учетом появления непредвиденных ситуаций, трудностей и т.д.» в качестве одной из характерных особенностей профессиональной деятельности как системной активности человека-оператора [22, с. 20-32]. В данном словосочетании просматривается значение слова «способность» как умение, возможность человека управлять своими ресурсами. В научной литературе используются и другие лексические формы и термины, включающие слово «способность». Обратим внимание на те из них, которые отражают характеристики потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении трудовой и профессиональной деятельности. А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала, характеризующее адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально-нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [77]. Мы считаем, что адаптивный потенциал профессионала (как личности, субъекта труда и индивидуальности) - это интегральная способность человека, которая позволяет ему не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки, а также обеспечивает стабильно высокую эффективность деятельности. Кроме того, личностный потенциал профессионального развития человека, реализуемый и развиваемый в реальной учебной и трудовой деятельности, отражает его способности, личностные черты и профессиональные качества, является базой для освоения новых видов труда. Наличие у человека личностного потенциала профессионального развития является необходимым
66 условием успешной профессионализации человека. Существует множество различных конкретных проявлений личностного потенциала в аспекте его включённости в общественные процессы. Соответственно, в каждом конкретном аспекте можно, по необходимости условно, переопределить личностный потенциал: например, в социально-организационном контексте - как человеческие ресурсы, в экономическом -как человеческий потенциал, в социально-экологическом - как жизненный потенциал (общая жизнеспособность), в духовно-практическом - как личностный потенциал и т.п. В методологическом отношении существенным представляется разделение в рамках концепции «Личностный потенциал» объектов его исследования, с одной стороны, и его носителей (любого масштаба и природы) - с другой. В этом контексте, говоря о потенциале как понятии, полезно заметить, что в физике и сходной с ней области знаний потенциал определяется с точностью до постоянного слагаемого. Поэтому оперировать там приходится фактологически не с потенциалом, а с их разностью, которая и определяет способность системы, находящейся в потенциальном поле, совершать работу. Это замечание важно в том смысле, что способности и права, данные отдельному человеку от рождения, - это только часть его личностного потенциала (аналог постоянного слагаемого для физического потенциала).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|