Быстрый переход к готовым работам
|
Становление профессионализма как процесс профессионального развития человекаИзучению становления профессионализма посвящены работы многих исследователей (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.). Большинство ученых отмечают: с одной стороны, особенности человека-профессионала (как личности, субъекта деятельности и индивидуальности) оказывают существенное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности (являющиеся объективными критериями профессионализма человека); с другой стороны, само формирование человека-профессионала происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Анализ научной литературы показывает, что профессиональное становление может быть представлено в виде двух основных линий: а) как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и б) как процесс развития личности в онтогенезе (как временная после
39 Мы считаем, что указанные подходы нужно рассматривать как взаимодополняющие. Соответственно, профессионализация человека, рассматриваемая с начала периода профессионального самоопределения и до завершения активной трудовой деятельности, представляет собой синтез указанных двух линий. В рамках этих стратегических линий познания процесса профессионального становления человека рассмотрим ряд концепций и теорий профессионального развития. Профессиональное становление как развитие деятельности. В основе концепции профессионального развития как изменения психологической структуры деятельности лежат представления об основных направлениях развития человека как субъекта труда. Основной акцент делается на изучение изменений, происходящих в процессе профессионализации в исполнительной, когнитивной, мотивационно-ценностной и индивидуально-личностной сферах человека. Работы В.Д. Шадрикова и Г.В. Суходольского представляют направление изучения профессионального становления человека, связанное с исследованием развития деятельности как системы. В.Д. Шадриков проводит анализ генезиса профессиональной деятельности. Обращается внимание на формирование мотивов, целей, информационной основы, программы профессиональной деятельности, развитие способностей и профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения человека. В.Д. Шадриков считает, что исходной базой для формирования психологической системы деятельности являются потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамиче-ских качеств, свойства личности. В то же время автор подчеркивает, что в процессе деятельности человек не только преобразует окружающий мир, но преобразует и самого себя. В процессе формирования психологической системы деятельности происходит изменение мотивов, целей, информационной
40 основы, эффективности исполнения; изменяются уровни функционирования физиологических механизмов деятельности [160,161]. Г.В. Суходольский рассматривает развитие деятельности как индивидуальную и социальную эволюцию ее строения, ценностей, имеющихся форм, которая за определенный исторический период приводит к заметному прогрессу деятельности. Сущность этой эволюции заключается в кинетике социальных и личных потребностей, порождающих и обусловливающих статику и динамику профессиональных мотивов в популяции профессионалов. Отмечается, что с общих психологических позиций механизм саморазвития деятельности представляет собой творчество в широком смысле, а с позиций психологии труда - это рационализаторство и изобретательство как высшие проявления творчества в трудовой деятельности [142]. Таким образом, автор рассматривает историческую эволюцию деятельности, связывая индивидуальное развитие человека как субъекта деятельности с развитием профессионального сообщества. Рассматривая развитие деятельности, исследователи, так или иначе приходят к анализу развития свойств человека-деятеля. Не выделяя непосредственно отдельные уровни человека, авторы рассматривают развитие свойств на уровне различных образований: как индивида (изменения уровней функционирования физиологических механизмов); субъекта деятельности (развитие профессионально важных качеств, способностей, уровней исполнения и др.); личности (мотивы, мировоззрение, установки, цели, опыт и др.) и индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, творчество и др.). Выделяются и исходные основы (или, по сути, составляющие индивидуального ресурса профессионального развития человека): нейродинамические качества, особенности отдельных психических функций, потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт. Если подходить к анализу профессионального развития с позиций развития деятельности, то необходимо выделять и оценивать степень развития ее
основных компонентов. По В.Д. Шадрикову, система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и профессионально важных качеств. Отмечается, что система деятельности является категорией изменчивой, развивающейся. В то время как структура ее компонентов остается, как правило, неизменной, ее отдельные подсистемы обладают относительной функциональной независимостью и возможностью к развитию [158]. В своем исследовании В.М. Клещевская выделяет ряд компонентов профессиональной деятельности, анализ которых позволяет сделать вывод об основных направлениях развития человека как профессионала [54]:
Подчеркивается, что увеличение выраженности данных признаков определяется как профессиональное развитие. С другой стороны, отсутствие увеличения выраженности указанных признаков свидетельствует о невозможности профессионального развития в данной трудовой сфере и является фактором, инициирующим развитие кризисной ситуации. Согласно второй линии в изучении профессионального становления человека профессионализация рассматривается как стадийный процесс развития человека в онтогенезе (как временную последовательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития и классификации стадий развития
42 человека (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, С.А. Боровикова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров). Представителем этого направления в изучении профессионального развития является американский ученый Дональд Сьюпер, который анализирует становление человека-профессионала как целостный процесс, включающий в себя ряд последовательных этапов, характеризующихся формированием интересов, способностей и развитием «Я-концепции». Д.Сьюпер в 1952 году сформулировал ряд положений теории развития, ставшей в последующем самой популярной на Западе (приводится по Кондакову И.М., Сухареву А.В. [63]):
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная в 1988 г. Е.А. Климовым [55]. Считаем необходимым привести ее, поскольку каждый из выделяемых периодов и ста-
43 дий характеризует ресурсность профессионального развития человека. Первый период (период «допрофессионального развития») включает следующие три стадии: 1.. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функции восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2.. Стадия игры («период дошкольного детства» - от 3 до 7-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческих деятельностей, а также знакомство с конкретными профессиями. 3.. Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства» от 7-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.д. Далее наступает второй период - «выбора профессии» (или период проектирования «старта» и жизненного пути). 4. Стадия оптанта (от лат. optatio - желание, выбор), или оптации -осознанной подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Возрастной интервал от 11-12 до 14-18 лет. Парадоксальность этой стадии в том, что в ситуации «оптации» может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечает Е.А.Климов, оптация- это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии. Следующий период - профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала - включает 6 стадий. 5. Стадия адепта, или стадия профессиональной подготовки, приходится на возраст от 15-18 до 16-23 лет. Это профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ. Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то необходимо различать тех, кто находится
44 на первом, втором и т.д. годах обучения. Год от года происходят существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Есть здесь и свои кризисы развития.
10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста.
45 сто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам, и воплотить в них лучшую часть своей души. Меньшую известность получила периодизация профессионального развития как непрерывного процесса самоопределения, предложенная психологами Санкт-Петербургского университета [117].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|