У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретический анализ понятия «профессионализм человека» и его оценка

Профессиональная деятельность рассматривается как вид трудовой дея­тельности, трудовая же деятельность (или труд) предстает как вид сознатель­ной активности человека. В литературе, в том числе психолого-педагогической, слова «труд» и «работа» практически отождествляются.

Как отмечает Е.А.Климов, история труда есть история освобождения че­ловека от «пота», тягот. Работа, как и труд, всегда была трудна, а подчас и не­выносимо тяжела. И не случайно почти во всех славянских языках слова «ра­бота» и «труд» отождествлялись и в первоначальном происхождении означа­ли «тяготы», «гнет», «ярмо», а в качестве идеала христианская религия рису­ет картину загробного «рая» как блаженной жизни вообще без труда [55].

Для человека, принужденного к тяжелой, изматывающей работе, такой идеал может быть привлекательным. В этом случае говорить о развитии лич­ности человека, выполняющего изматывающую его работу, не приходится.

При изучении трудовой и профессиональной деятельности упускается из виду, что слово деятельность является одной из дефиниций греческого слова «энергия» (см., например, [136, с.718]).

С энергетической точки зрения, деятельность - это постоянная транс­формация энергии и восполнение ее запаса, причем наличие, назначение (це­ли и смысл), результаты и интенсивность проявления энергии определяют ко­личество, вид и форму деятельности.

Специалисты в области эргономики в состав макроструктуры труда включают потребности в труде, мотивы, трудовые затраты, результаты дея-

 

19

тельности и удовлетворенность человека свои трудом. При анализе условий труда как вида деятельности традиционно выделяют три основные компонен­та: цель, средства и результат деятельности [167]; соотношения между ними и определяют практические состояния человека в труде [168].

Мы считаем, что дополнение психологической макроструктуры деятель­ности другими элементами, такими, как ресурс человека (как энергетическая основа его активности), процессы деятельности позволяет лучше понять пси­холого-педагогические механизмы становления профессионализма человека.

Специалисты в области профессиональной педагогики, психологии про­фессиональной деятельности и акмеологии - Бодров В.А. [14], Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А. [31, 70], Митина Л.М. [91-93], Пряжников Н.С. [113], Ситников А.П. [133], Суходольский Г.В. [140-143] - практически еди­нодушны во мнении, согласно которому понятие «профессионализм» может быть раскрыто только в рамках продуктивной профессиональной деятельно­сти. В энциклопедическом словаре профессиональная деятельность опреде­ляется как профессия, т.е. как «род трудовой активности... человека, вла­деющего комплексом специальных теоретических знаний и практических на­выков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы». И.В. Романов и А.А. Хван приходят к выводу, согласно которому при всей семантической близости понятие «профессия» не совпадает с понятием «профессиональная деятельность», «вид деятельности» [124, с.51-60].

Е.А. Климов подчеркивает, что «профессия - это не только деятель­ность» [57, с. 166]. Он отмечает, что в ряде случаев профессия может пони­маться как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личностными качествами человека и объективными, нор­мативными требованиями деятельности [56].

А.И. Турчинов также считает, что профессия - это личностная, индиви­дуальная форма, в которой человек реализует свою деятельностную сущ-

 

20

ность. Содержание этой формы составляет профессиональная деятельность [149].

Анализ литературы показал, что словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в трех различных вариантах:

  1. Понятием «профессиональная деятельность» может обозначаться трудовая деятельность человека-деятеля, характеризующаяся высокими пока­зателями качества и эффективности.
  2. Понятием «профессиональная деятельность» обозначается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституиро­ванный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. В таком понимании профессиональная деятельность выступает как объективированный способ деятельности, независимый от человека.
  3. Понятием «профессиональная деятельность» обозначается процесс включения человека в сложный вид деятельности, обретение им профессии, что может рассматриваться как превращение нормативно установленного способа деятельности в индивидуальный, субъективированный способ дея­тельности.

Профессионализм - свойство человека (как личности, субъекта деятель­ности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне -систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных услови­ях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристика­ми высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастер­ство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным са­мосознанием. При этом мы исходим из известного тезиса В.М. Мясищева, со­гласно которому система отношений личности является базовым образова­нием, от которого зависит успешность деятельности человека [94].

 

21

Формирование и развитие профессионального самосознания являются одним из центральных моментов становления профессионализма человека. В качестве важнейших детерминант профессионального самосознания мы рас­сматриваем профессиональную Я-концепцию, профессиональную само­оценку и профессиональную идентификацию.

При изучении профессиональной Я-концепции человека целесообразно учитывать все четыре ее составляющие («Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное» и «Я-нормативное») [11].

М.Л. Раусте фон Врихт (1982) в качестве составляющей Я-концепции предлагает рассматривать {{Нормативное Я» как представление человека о том, каким он должен быть в определенном окружении, чтобы его действия и поступки одобряли и его уважали [120, с. 104-111].

Под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессиона­ла) понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная систе­ма представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии себя. На основе этих представлений человек-профессионал строит свои отношения с другими людьми, с теми, с кем он взаимодействует в про­цессе профессиональной деятельности, и относится к себе как представите­лю данной профессии. В эти представления включаются характеристики че­ловека, которые определяют успешность его деятельности.

Профессиональная Я-концепция включает представление человека о се­бе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, тра­диций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представ­ления включаются характеристики человека, которые определяют успеш­ность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества, в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения человека. Профессиональная Я-концепция является не статиче­ским, а динамическим психологическим образованием. Формирование, раз-

 

22

витие и изменение профессиональной Я-концепции обусловлено внутренни­ми и внешними факторами. Профессиональная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование профессиональной Я-концепции человека.

Лишь постепенно, по мере накопления профессионального опыта, тео­ретических знаний, изменения мотивов, установок, целеполагания, представ­лений человека, изменения его профессиональной Я-концепции, происходит коррекция концептуальной модели профессиональной деятельности. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит не только успешность его профессиональной адаптации, но и успешность становления индивидуального профессионализма человека.

Профессиональная Я-концепция представляет набор скорее описатель­ных, чем оценочных представлений человека-деятеля о себе, хотя, конечно, та или иная часть профессиональной Я-концепции может иметь положитель­ную или отрицательную эмоциональную окраску.

Понятие профессиональной самооценки, наоборот, непосредственно свя­зано с тем, как человек-деятель оценивает себя, свои профессиональные ка­чества. Заметим, что одни и те же профессиональные качества могут интер­претироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают его профессиональную самооценку), а другим - в негативном (и тогда они снижают его профессиональную самооценку). В целом понятие «профессио­нальная Я-концепция» шире, чем понятие «профессиональная самооценка». Профессиональная самооценка может рассматриваться как важнейший эле­мент в структуре профессиональной Я-концепции человека.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.