Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретический анализ понятия «профессионализм человека» и его оценкаПрофессиональная деятельность рассматривается как вид трудовой деятельности, трудовая же деятельность (или труд) предстает как вид сознательной активности человека. В литературе, в том числе психолого-педагогической, слова «труд» и «работа» практически отождествляются. Как отмечает Е.А.Климов, история труда есть история освобождения человека от «пота», тягот. Работа, как и труд, всегда была трудна, а подчас и невыносимо тяжела. И не случайно почти во всех славянских языках слова «работа» и «труд» отождествлялись и в первоначальном происхождении означали «тяготы», «гнет», «ярмо», а в качестве идеала христианская религия рисует картину загробного «рая» как блаженной жизни вообще без труда [55]. Для человека, принужденного к тяжелой, изматывающей работе, такой идеал может быть привлекательным. В этом случае говорить о развитии личности человека, выполняющего изматывающую его работу, не приходится. При изучении трудовой и профессиональной деятельности упускается из виду, что слово деятельность является одной из дефиниций греческого слова «энергия» (см., например, [136, с.718]). С энергетической точки зрения, деятельность - это постоянная трансформация энергии и восполнение ее запаса, причем наличие, назначение (цели и смысл), результаты и интенсивность проявления энергии определяют количество, вид и форму деятельности. Специалисты в области эргономики в состав макроструктуры труда включают потребности в труде, мотивы, трудовые затраты, результаты дея-
19 тельности и удовлетворенность человека свои трудом. При анализе условий труда как вида деятельности традиционно выделяют три основные компонента: цель, средства и результат деятельности [167]; соотношения между ними и определяют практические состояния человека в труде [168]. Мы считаем, что дополнение психологической макроструктуры деятельности другими элементами, такими, как ресурс человека (как энергетическая основа его активности), процессы деятельности позволяет лучше понять психолого-педагогические механизмы становления профессионализма человека. Специалисты в области профессиональной педагогики, психологии профессиональной деятельности и акмеологии - Бодров В.А. [14], Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А. [31, 70], Митина Л.М. [91-93], Пряжников Н.С. [113], Ситников А.П. [133], Суходольский Г.В. [140-143] - практически единодушны во мнении, согласно которому понятие «профессионализм» может быть раскрыто только в рамках продуктивной профессиональной деятельности. В энциклопедическом словаре профессиональная деятельность определяется как профессия, т.е. как «род трудовой активности... человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы». И.В. Романов и А.А. Хван приходят к выводу, согласно которому при всей семантической близости понятие «профессия» не совпадает с понятием «профессиональная деятельность», «вид деятельности» [124, с.51-60]. Е.А. Климов подчеркивает, что «профессия - это не только деятельность» [57, с. 166]. Он отмечает, что в ряде случаев профессия может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личностными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности [56]. А.И. Турчинов также считает, что профессия - это личностная, индивидуальная форма, в которой человек реализует свою деятельностную сущ-
20 ность. Содержание этой формы составляет профессиональная деятельность [149]. Анализ литературы показал, что словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в трех различных вариантах:
Профессионализм - свойство человека (как личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне -систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием. При этом мы исходим из известного тезиса В.М. Мясищева, согласно которому система отношений личности является базовым образованием, от которого зависит успешность деятельности человека [94].
21 Формирование и развитие профессионального самосознания являются одним из центральных моментов становления профессионализма человека. В качестве важнейших детерминант профессионального самосознания мы рассматриваем профессиональную Я-концепцию, профессиональную самооценку и профессиональную идентификацию. При изучении профессиональной Я-концепции человека целесообразно учитывать все четыре ее составляющие («Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное» и «Я-нормативное») [11]. М.Л. Раусте фон Врихт (1982) в качестве составляющей Я-концепции предлагает рассматривать {{Нормативное Я» как представление человека о том, каким он должен быть в определенном окружении, чтобы его действия и поступки одобряли и его уважали [120, с. 104-111]. Под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессионала) понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии себя. На основе этих представлений человек-профессионал строит свои отношения с другими людьми, с теми, с кем он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности, и относится к себе как представителю данной профессии. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. Профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества, в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения человека. Профессиональная Я-концепция является не статическим, а динамическим психологическим образованием. Формирование, раз-
22 витие и изменение профессиональной Я-концепции обусловлено внутренними и внешними факторами. Профессиональная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование профессиональной Я-концепции человека. Лишь постепенно, по мере накопления профессионального опыта, теоретических знаний, изменения мотивов, установок, целеполагания, представлений человека, изменения его профессиональной Я-концепции, происходит коррекция концептуальной модели профессиональной деятельности. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит не только успешность его профессиональной адаптации, но и успешность становления индивидуального профессионализма человека. Профессиональная Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений человека-деятеля о себе, хотя, конечно, та или иная часть профессиональной Я-концепции может иметь положительную или отрицательную эмоциональную окраску. Понятие профессиональной самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек-деятель оценивает себя, свои профессиональные качества. Заметим, что одни и те же профессиональные качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают его профессиональную самооценку), а другим - в негативном (и тогда они снижают его профессиональную самооценку). В целом понятие «профессиональная Я-концепция» шире, чем понятие «профессиональная самооценка». Профессиональная самооценка может рассматриваться как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции человека.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|