Быстрый переход к готовым работам
|
Совершенствование организационно-экономического механизма управления и регулирования банковским секторомКак было показано нами выше, банковская система не в состоянии самостоятельно разрешать возникшие в ней проблемы. Для борьбы с кризисами требуется участие государственных органов регулирования и контроля. Впервые комплексный подход к антикризисному управлению стал применяться в США в период Великой депрессии, когда американская банковская система испытала крупнейшие в своей истории потрясения. Попыткой остановки развала банковской системы явилось инициирование организации банками в 1931 году «Национальной кредитной корпорации», которая, к сожалению, быстро оказалась несостоятельной. В 1932 году при участии государства корпорацию преобразовали в «Реконструкционную финансовую корпорацию». В 1933 году, согласно «Банковскому акту Глас-са - Стиголла», вводилось государственное страхование банковских депозитов, предусматривалось создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов (ФКСД) и Комитета Федеральной резервной системы по операциям на открытом рынке. Проведенные таким образом организационные преобразования банковской системы США, а также антикризисные мероприятия увенчались успехом. Однако банковский сектор страны снова подвергся кризису на рубеже 1980-90-х годов; по мнению специалистов [147, с. 149], особую роль в его развитии сыграло ослабление государственного регулирования, предшествовало которому принятие Закона о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле [84, с. 296]. Правительство вынуждено было снова принять меры государственного антикризисного регулирования — в 1989 году создана Ликвидационная трастовая корпорация с целью работы с обанкротившимися ссудосбе-регательными организациями, после закрытия которой в 1995 году данные полномочия были переданы в ведение ФКСД.
120 w Финансовый кризис 1990-х годов в Японии также сопровождался организационными преобразованиями в системе антикризисного регулирования банковского сектора. Так, в 1997 году создано Агентство финансового надзора, в 1998 году - Комитет по возрождению финансовой системы, в 1998 году, кроме того, принят пакет законов по стабилизации кредитно-денежной системы, в 2001 году - Корпорация по взиманию и защите прав кредиторов. Последствия и масштабы долгового кризиса, роль банков в его развитии потребовали от банковских властей разных стран выработки более четких и универсальных требований к капиталу банка. Это выразилось в «< заключении Базельского соглашения, утвердившего взаимно согласованные и действующие стандарты по банковскому капиталу. К 1999 году к соглашению присоединились около 100 государств. В условиях глобализации возросло значение международных органов регулирования и их взаимодействия с национальными правительствами. Оценивая опыт антикризисного управления и регулирования в рос мы в целом. В течение этого времени коммерческие банки и регулирующие органы, разумеется, применяли инструменты антикризисного управления, которые в той или иной степени призваны были разрешить сложившиеся кризисные ситуации, преодолеть их последствия и восстановить эффективную работу банковской системы. На микроуровне (уровне отдельного банка) и макроуровне (уровне банковской системы) нашли свое применение как инструменты, предназначенные для предотвращения кризисных ситуаций, так и инструменты, необходимые для преодоления уже начавшегося кризиса.
121 В отношении инструментов первой группы на уровне отдельного банка речь, в частности, идет о системах внутреннего контроля, мониторинга внешней среды, сдержек и противовесов. Так, в российских банках действуют системы внутреннего контроля, которые отслеживают соблюдение лимитов, выполнение внутрибанковских инструкций и законодательства; в крупных банках есть специальные подразделения, занимающиеся мониторингом внешней среды, оценивающие и прогнозирующие изменения экономической конъюнктуры, макроэкономических показателей. Следует, однако, отметить, что оценка эффективности применения отечественными банками внутреннего контроля и мониторинга внешней среды в целях антикризисного управления, то есть для предотвращения развития кризисных ситуаций, представляется достаточно сложной задачей, требующей специального исследования. Тем не менее, само наличие в штатной структуре банка соответствующих служб, придание им необходимых функций и полномочий, проведение службой внутреннего контроля регулярных проверок, отражение на Интернет-сайтах банков аналитических материалов о состоянии рынков, говорят о том, что, по крайней мере, данные инструменты есть у отечественных банков в наличии [129, с. 116]. Функция сдержек и противовесов между различными уровнями банковского менеджмента реализована лишь отчасти; нередко в зависимости от структуры собственности владелец или высшее руководство начинают оказывать доминирующее влияние на деятельность банка. Наличие сбалансированной структуры управления на более низких уровнях, по нашему мнению, напрямую связано с профессиональными способностями конкретных высших руководителей, квалификацией и личными качествами менеджеров среднего звена, являясь, таким образом, характерной особенностью банка. На государственном уровне основным субъектом антикризисного управления выступает Центральный Банк РФ. За ним законодательно закреплены функции по разработке и проведению совместно с Правительст-
122 вом РФ денежно-кредитной политики, функции кредитора последней инстанции, вьщачи и отзыва лицензии у кредитных организаций, анализу и прогнозированию состояния экономики РФ, функции по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, за соблюдением ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для эффективного выполнения своих функций ЦБ осуществляет дистанционный анализ и проверки банков на местах. В настоящее время все большее внимание ЦБ уделяет упреждающему надзору, направленному на выявление проблем в ранней стадии. Для повышения качества оценки состояния кредитных организаций внедряется система персональных кураторов, способных выносить мотивированное суждение о качестве управления и других аспектах деятельности банков, которые не формализованы в инструкциях. Своей деятельностью Центральный Банк стремится не только непосредственно поддержать стабильность банковской системы, но и стимулирует сами банки к внедрению инструментов, препятствующих возникновению кризисных ситуаций. Для обеспечения мероприятий по реструктуризации банковской системы была создана Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), приняты законы о банкротстве кредитных организаций и их реструктуризации. К достоинствам Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по мнению специалистов-правоведов, следует отнести наличие объемной и тщательно прописанной системы мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности банков (так как такая несостоятельность в отличие от несостоятельности других участников гражданского оборота связана с большими финансовыми потерями клиентов, а иногда и банкротства послед-
123 них), значительного количества процедурных норм, регулирующих процесс банкротства кредитных организаций [117, с. 352]. В качестве недостатков данного закона Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин называют предоставление Банку России слишком широкой возможности свободно распоряжаться своими материальными правами, также, по их мнению, не получили должной детализации взаимоотношения Банка России с кредитными организациями в процессе банкротства [117, с. 352]. АРКО являлось специализированной государственной организацией, созданной для финансового оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Стратегия деятельности АРКО по организации антикризисного управления банком и его финансовому оздоровлению заключалась в последовательном проведении работ по трем направлениям.
Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструктуризации банка.
124 3. Операционная реструктуризация, подразумевающая комплекс мер по реорганизации банка, систем его управления, повышения качества корпоративного управления. Департамент по организации антикризисного управления АРКО занимался инвентаризацией активов банков, реструктуризацией активов и пассивов, выкупом и управлением активами банков, выкупом контрольных пакетов акций банков, проведением дополнительной эмиссии акций, выпуском и размещением долговых бумаг банков и их должников. Для антикризисного управления АРКО использовалась более четкая методология работы с банками на стадиях санации и ликвидации. При составлении плана реструктуризации банка описывалось поэтапное проведение мероприятий с указанием сроков и исполнителей. Отражалось участие акционеров и третьих лиц в реструктуризации, методика работы с активами банка, мероприятия по восстановлению и поддержанию ликвидности, реструктуризация задолженности перед нерезидентами, физическими лицами, юридическими лицами, бюджетом и внебюджетными органами, меры по сокращению расходов и получению доходов в период реструктуризации и в перспективе. Методика работы АРКО с активами имела следующие задачи: обеспечение возвратности средств, затраченных на реструктуризацию банков; получение доходов, необходимых для обеспечения функционирования агентства; эффективное использование активов. Организация работы с проблемными кредитами предусматривала полное сопровождение кредита (качество, контроль за погашением кредита и уплатой процентов, начисление резервов), секьюритизацию кредитов (продажа части кредитного.портфеля в форме ценных бумаг), проведение продажи (уступка права требования), погашение в форме зачета взаимных требований, проведение реструктуризации кредитного портфеля, реализация обеспечения по кредиту.
125 Основные направления работы с ценными бумагами сводились к проведению торгов на последней стадии реализации пакетов акций, проведению взаимозачетов, реструктуризации портфелей ценных бумаг. Агентство вынуждено было осуществлять тот комплекс мер, которые следовало выполнять менеджерам. В сложных ситуациях АРКО считало правильным обращаться за консультациями к специализированным организациям. Вот здесь-то и существовал краеугольный камень антикризисного регулирования банковской системы с позиции противоречивости и ограниченности основных полномочий АРКО.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/457592.html |
|