Быстрый переход к готовым работам
|
Ход и результаты пилотажного и констатирующего этапов экспериментаВ соответствии с выдвинутой целью исследования, гипотезой и задачами нами проведена экспериментальная работа по апробации представленной в параграфе 2.2 модели формирования нравственных ценностных ориентации и проверке педагогических условий их формирования. Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников проводилась в четыре этапа. На первом этапе проводилось пилотаоїсное исследование, целью которого была первичная апробация разработанной нами педагогической модели в образовательном пространстве ДОУ и экспериментальная валидизация различных диагностических методик, направленных на установление уровня нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников. Результаты пилотажного исследования позволили скорректировать выбор диагностических методик и структуру педагогической модели (обогащение методов, средств, уточнение педагогических условий) формирования нравственных ценностных ориентации. На втором - констатирующем этапе эксперимента — было проведено диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня сформированное™ нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников, в единстве их когнитивного (знание, понимание детьми нравственных ценностей-качеств, осознание ими нравственных норм), эмотивного (эмоциональное отношение к нравственным нормам), поведенческого (нравственная направленность ребенка, проявляющаяся во взаимодействии со сверстником) компонентов. Третьим этапом являлся формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке гипотезы исследования. 130
На четвертом этапе был проведен контрольный эксперимент, который позволил проследить динамику качественных изменений в уровнях сформи-рованности нравственных ценностных ориентации у детей, определить характер произошедших изменений. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 142 ребенка старшего дошкольного возраста (из них - 46 детей в пилотажном эксперименте, 96 детей - в основном), посещавших дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Экспериментальная работа проводилась на базе муниципальных ДОУ № 31 и ДОУ ЦРР - детского сада № 24 г. Коломны. На этапе пилотаэюного исследования, который осуществлялся с 2004 по 2006 гг., была проведена пробная проверка разработанной модели и педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентации в условиях ДОУ, а также происходила отработка и оптимизация совокупности диагностических методик. Ход и результаты пилотажного эксперимента показали потенциальные возможности разработанной модели, положительное отношение к ней субъектов образовательного процесса, выявили достоинства и недостатки в ее структуре и содержании. Так, на основании пилотажного исследования в педагогическую модель были внесены следующие изменения: расширен круг методов и средств формирования нравственных ценностных ориентации, в частности, уточнена и дополнена тематика бесед с детьми, сюжетно-ролевых игр нравственного содержания, художественной литературы для чтения и обсуждения нравственных норм, ценностей и качеств; скорректировано содержание разработанных нами специальных занятий «Путешествие в страну Доброты» (см. Приложение № 2); расширен арсенал форм организации ценностно-ориентационной деятельности, в частности, в него включены тренинги, театральные этюды, игры; выделен ряд ситуаций нравственного выбора для дошкольников; скорректирована и дополнена тематика бесед с родителями на родительских собраниях и воспитателями на педагогических советах по проблеме формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников; разработаны рекомендации для педагогов по самовоспитанию и нравственному совершенст- 131
вованию. В качестве необходимых условий исследуемого процесса дополнительно стали рассматриваться специальная подготовка педагогов дошкольного образования, создание благоприятной психологической атмосферы и нравственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. С учетом данных изменений сконструирована педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентации в своем окончательном варианте (представлена выше в параграфе 2.2), который апробировался в ходе формирующего эксперимента. На этапе пилотажного исследования первоначально разработанный диагностический комплекс из шести методик: «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений», «Сделаем вместе», «Проигрышная лотерея» (подробнее о них в параграфе 2.3) также был усовершенствован и оптимизирован. Проведение пилотажного исследования показало, что для некоторых методик необходимо разработать дополнительные показатели и установить шкалы оценок в соответствии с проблемой и особенностями наше*-го исследования. Часть методик была исключена из первоначального варианта диагностического комплекса в связи с их трудоемкостью или сложностью для использования в повседневной работе ДОУ, а другие, на наш взгляд, оказались не вполне валидными. В своем окончательном варианте диагностический комплекс представлен четырьмя методиками, которые более подробно охарактеризованы и обоснованы выше в параграфе 2.3. На пилотажном этапе эксперимента нами были окончательно выявлены показатели сформированности нравственных ценностных ориентации и разработаны процедуры их отнесения к трем различным уровням для таких диагностических методик, как «Беседа», «Закончи историю», а также облегчена процедура обработки результатов в соответствии с целью исследования в диагностических методиках «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе».
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|