Быстрый переход к готовым работам
|
Проблема диагностики нравственных ценностных ориентации в дошкольном возрастеОдним из центральных вопросов исследования процесса формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников как педагогической проблемы является определение показателей развития нравственных ценностных ориентации у детей 5-7 лет. Проблема диагностики нравственных ценностных ориентации предполагает установление критериев, показателей и уровней развития нравственных ценностных ориентации, а также определение совокупности диагностического инструментария, позволяющего достаточно объективно произвести их оценку. Для решения данных задач мы обратились к теоретическим исследованиям нравственного воспитания в области педагогики и психологии. На основе изучения структуры и психологических основ формирования нравственных ценностных ориентации (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), проблемы поиска критериев сформирован-ности нравственной сферы личности (А.В. Зосимовский, Н.И. Монахов, Н.Е. Ефременко, ЯМ. Позднякова, В.В. Копусова, Л.Ф. Чекина и др.) и достижений детской психологии (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон и др.) мы установили следующие существенные для педагогической диагностики критерии и показатели развития нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников, соотнесенные с тремя компонентами нравственной сферы личности. Первый критерий развития нравственных ценностных ориентации - когнитивный. Для дошкольного возраста его характеризуют следующие показатели: знание и понимание нравственных качеств личности, выступающих ценностями (доброта (добрый), злоба (злой), честность (честный), лживость (лживый), справедливость (справедливый), жадность (жадный), щедрость (щедрый), трудолюбие (трудолюбивый), лень (ленивый)); осознание и оценка нравственных норм (установление личной значимости); направленность на нравственные идеалы. 108
воспитательного процесса, планируемого педагогом, от особенностей общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Пропедевтический (начальный), представлен частичными представлениями о нравственных качествах и нормах. Правильным для ребенка считается то, что привлекательно. В поведении он руководствуется своими желаниями. Идентификационный (средний), проявляется в неполных представлениях о нравственных качествах и нормах, в адекватных, но слабовыраженных эмоциональных реакциях на нравственные и безнравственные поступки. Отмечается идентификация с привлекательным примером. Рефлексивный (высокий)', характеризуется полными представлениями о нравственных качествах и нормах, яркими адекватными эмоциональными реакциями на нравственные и безнравственные поступки, способностью критического осмысления своих поступков, адекватной оценкой своей деятельности, стремлением к оказанию действенной помощи.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|