Быстрый переход к готовым работам
|
Генезис представлений о нравственных ценностных ориента-циях в отечественной педагогикеКак было отмечено в параграфе 1.1, термин нравственные ценностные ориентации используется начиная со второй половины XX века. Однако представления о них имплицитно присутствовали в отечественной педагогической мысли с самых ранних этапов ее развития и исторически связаны с формированием общих моральных принципов и подходов к нравственному воспитанию подрастающего поколения. Поэтому, осуществляя ретроспективный анализ отечественной педагогической мысли, мы используем катего- . рию «ценностные ориентации» в ее современном понимании для выявления наиболее значимых, разделяемых подавляющим большинством людей определенной эпохи, нравственных ценностей (норм, принципов, идей, идеалов), выступающих в общественном сознании регуляторами отношений человека и его поведения. Представления о значимых ценностных ориентациях в истории отечественного образования и педагогики складывались в тесной связи с цивили-зационными и социокультурными процессами, происходившими в нашей стране. В отличие от рационализма и законопослушания западноевропейского образования, отечественному менталитету свойственно обращение не столько к разуму, сколько к «сердцу» воспитанника, то есть к его нравственности, его совести (И.В. Киреевский, П.Д. Юркевич, А.С. Хомяков и другие). С давних времен педагоги и родители учили детей жить в соответствии с особой системой ценностей, сформировавшейся в русской культуре. Особое значение нравственному воспитанию придавалось в древнерусской педагогике. Несмотря на отсутствие специальных институтов воспитания, ценностные ориентиры были вполне определены, и их формирование осуществлялось в семье. «В древнерусском воспитании... главное внимание . педагогики... обращено... на житейские правила, а не научные знания... Древнерусская начальная общеобразовательная школа представляла собой дом, се- 31
мью. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственной атмосферою, которою он дышал. Это было... ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя свежие взгляды, чувства, привычки», - писал В.О. Ключевский [84, 227]. Уровень воспитания подрастающего поколения на опыте старших был высок, несмотря на то, что грамотных людей в Древней Руси было очень мало. С младенческого возраста воспитывались такие нравственные качества, как почтение к старшим, уважение к труду, бережное отношение к природе. Нравственные ценностные ориентации формировались посредством примеров из произведений устного народного творчества. В памятниках литературы Древней Руси подчеркивается важность воспитания нравственной личности. Древнерусские писатели гордились величием Руси, смелостью русских людей, их высокими моральными качествами. Темой произведений становится смысл человеческой жизни, а героями - лица, совершающие подвиги нравственного совершенствования, среди которых кня-зья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и др. [10; 60; 61; 108; 170]. Ценности человеколюбия, отзывчивости, сострадания, душевной теплоты во взаимоотношениях людей можно отметить в сборнике изречений и афоризмов «Пчела», появившегося на Руси в конце XI века: «Не радуйся, видя других в беде. Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше... Рассуждать умеют многие, а понимать - не все... Получив добро, помни, а, сделав, - забудь. Лучше слепые глаза, чем слепое сердце» [60, 221-225]. Таким образом, в центр воспитания ставилось эмоционально-нравственное отношение к окружающим, глубоко укоренившееся в национальном русском менталитете как особое духовное ценностно-смысловое постижение мира. В дальнейшем названные ценности древнерусского воспитания нашли подтверждение в христианском идеале. Убедительное и настойчивое стремление утвердить христианские нравственные ценности появилось в начале XII века. Так, князь Владимир Мономах в своем «Поучении...» наставляет 32
сыновей жить так, чтобы облегчать жизнь всех окружающих людей в меру сил: «Подавать милостыню начало добра... Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите, не дайте их сильнейшим в обиду» [10, 221]. Д.С. Лихачев, исследовавший литературу и культуру Древней Руси, писал, что огромная роль в создании нравственных идеалов «принадлежит литературе исихастов, идеям ухода от мира, самоотречения, удаления от житейских забот, помогавшим русскому народу переносить его лишения, смотреть на мир и действовать с любовью и добротой к людям, отвращаясь от всякого насилия» [108, 517]. Отражает идеал средневекового воспитания и нравственных ценностных ориентации на Руси памятник литературы XVI века «Домострой». Здесь большое значение придается воспитанию таких качеств, как почтительность к взрослым, терпеливость к невзгодам, благочестие, забота о маломощных и нуждающихся. Очень важным было уметь заметить боль, страдания и оказать помощь с любовью, а не потому, что это признак хорошего тона: «... вглядись в их беду и страдания, во все нужды, и помогай, как сможешь, не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистой совестью приветь» [60, 123]. В XVII веке выходит в свет «Гражданство обычаев детских» Е. Слави-нецкого, где также излагаются мысли о необходимости жалеть, сочувствовать нуждающимся. Данное произведение послужило основой книги «Юности честное зерцало», охватившей своим содержанием многие аспекты поведения юношей и девушек, а также и их нравственные проявления. При этом нравственные ценностные ориентации рассматриваются как определенное отношение к окружающим, выражающееся в том, что «человек сожаление и терпение имеет, милосердует о нищем с благонравием, добротой, чтобы и ему взаимно рука помощи протянута была» [61, 258]. Таким образом, в центре нравственных ориентации древней и средневековой Руси - человеколюбие, понимаемое как способность принимать людей с открытым сердцем. Чуткость к людям, душевная щедрость и милосердные 33
благодеяния в памятниках древнерусского слова представлены не как единичные и труднодостижимые поступки нравственного совершенствования, а реальные и необходимые дела в обыденной жизни людей, соблюдающих христианские заповеди.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|