Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность, содержание, структура и механизмы нравственных ценностных ориентацииЦентральным понятием диссертационного исследования выступает понятие нравственных ценностных ориентации. Сам термин «ценностные ориентации» появился в отечественной науке в 60-е гг. XX в. в связи с распространением идей аксиологии - философского учения о природе ценностей, возникшего в западноевропейской общественной мысли в конце XIX - начале XX вв. Это учение было призвано разрешить некоторые вопросы философии: смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и другие [199, 12-13]. В отечественной науке на основе работ В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого, И.С. Нарского, Б.А. Чагина, Б.И. Додонова и других ученых сформировался категориальный аппарат аксиологии, включающий такие понятия, как «ценность», «ценностная ориентация», «ценностное отношение», «оценка» и другие [210, 4]. В философии ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [62; 82; 191]. Дальнейшая разработка проблем ценностей и ценностных ориентации продолжалась на фундаментальном и прикладном уровнях в трудах психологов, социологов, педагогов (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и другие), выделивших различные аспекты этих сложных и многозначных категорий. До настоящего времени в науке нет единой теории ценностей, не до 13
конца осмыслены существующие направления аксиологии, что приводит к необходимости рассмотрения различных точек зрения и трактовок базовых понятий для определения теоретических основ настоящего исследования. В социологии ценностные ориентации рассматривают как отношение к ценностям. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [68, 237]. Есть и иная точка зрения на понятие ценностных ориентации. Так, В.Б. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей, рассматривая их как выбор конкретных ценностей, ориентацию на те или иные ценности [137, 471]. И.С. Кон придерживается того же мнения. Он пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями» [90, 28]. Важное значение ценностных ориентации в организации жизнедеятельности личности подчеркивали такие отечественные психологи, как Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, A.M. Матюшкин, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и другие, а также представители зарубежной гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. Б.Г. Ананьев под ценностными ориентациями понимает центр духовного развития личности как выражение общности целей деятельности, жизненной направленности или мотивации поведения людей [9, 299-300]. A.M. Матюшкин дает следующее определение ценностной ориентации: это «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, представлений, выраженная в поведении. Ценность, положительная или отрицательная значимость, объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяется не их свойствами сами по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. 14
Критерий и способы оценки этой значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [156, 41]. Ценностная ориентация, по мнению Д.А. Леонтьева, является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [105, 3]. Для Г. Олпорта ценностные ориентации есть убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет. При этом наивысшей ценностью он считает любовь людей как единственно приемлемую форму человеческих взаимоотношений [206, 300]. В современных философских и психологических диссертационных исследованиях ценностные ориентации определяются как относительно устойчивая и постоянно развивающаяся иерархизированная система ценностей социального субъекта, от личности до общества в целом, являющаяся отражением соответствующих межсубъектных отношений [87, 8]. Одним из дискуссионных вопросов аксиологии является вопрос о существовании общечеловеческих или объективных ценностей, то есть таких, субъектом которых выступает все человечество [28, 207]. Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что, несмотря на различия подходов к определению ценностных ориентации, они рассматриваются как центр внутреннего духовного мира, в котором отражается весь накопленный личностью жизненный опыт. Они представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального, а также единство мыслей, чувств и практического действия субъекта.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|