У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проблема социализации детей в неполных семьях

Историческая          роль         семьи       в социализации детей,                             значимость

педагогического просвещения родителей, влияние и способы взаимодействия семьи с образовательными учреждениями выделялись и рассматривались в трудах отечественных ученых И.В. Бестужева-Лады, Н.Ф. Головановой, П.Ф. Каптерева, А.К. Колеченко,                                                                                И.С.          Кона,                                             И.В. Крупиной, Л.И.                                                               Маленковой,

А.Н. Острогорского,           К.В.       Романова,   В.А. Сухомлинского, Б.А.                       Титова, Е.И.

Тихеевой, Н.Е. Щурковой, В.А. Ядова и др. [17, 39, 66, 77, 78, 88, 97, 105, 129,

149,            152,      154,      177,      183]. Однако исследователи семейного воспитания

А.И. Антонов, И.Е. Видт, С.И. Голод, Е.В. Кузнецова, Т.А. Куликова, Я.Г. Николаева, Э.В. Соколов, А.Г. Харчев, Э.Ю. Эйдемиллер и др. отмечают, что современная семья испытывает трудности в выполнении ею воспитательных функций, что обусловлено недостаточным уровнем ее педагогической культуры и в связи с этим требуется организация для неё педагогической поддержки и просвещения [4, 31, 40, 82, 83, 111, 142, 164, 180]. Несмотря на то, что неполная семья причисляется к семьям группы риска, а дети, воспитывающиеся в неполных семьях, к детям группы риска, отмечается недостаточность теоретической и практической разработки концепций психолого-педагогического регулирования жизнедеятельности неполной семьи (А.Г. Волков, И.Ф. Дементьева, И. Клемантович, А.О. Кравцов, Л.Г. Лунякова, А.В. Нагибина, Л.М. Прокофьева, Е.И. Рогов, В.А. Сысенко, Е.Л. Тихомирова и др.) [34, 50, 74, 87, 95, 108, 122, 130,

150,         153]. В связи с этим исследование проблемы педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей, мы начали с рассмотрения понятия «неполная семья».

Поиск определения понятия «неполная семья» как среды социализации ребенка показал, что сегодня ни один современный педагогический словарь или

энциклопедия не дают ему полного толкования. Поэтому нами было выделено определение из анализа законодательства РФ. Согласно статьи 1 Закона Санкт- Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Санкт- Петербурге», «неполной» считается семья, в которой единственный родитель имеет статус одинокой матери, либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), родители (один из родителей) отбывают (отбывает) срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой родители (один из родителей) уклоняются от уплаты алиментов, а решение суда (судебный приказ) о взыскании алиментов не исполняется. Неполная семья в данном случае характеризуется с позиции ее способности выполнять социально-педагогические функции в отношении детей и создания необходимых условий для их полноценной социализации. В этом контексте смысл понятия «неполная семья» обусловлен необходимостью социальной поддержки семьи и правовое неравенство между полной и неполной семьями отсутствует. Таким образом, понятие неполная семья является обобщенным и собирательным, обозначающим различные типы семей, в которых функции семьи выполняет одинокий родитель или лицо, его заменяющее.

В педагогике Я.Г. Николаевой (2003) предложено трактовать понятие «неполная семья» как семью одинокого родителя, проживающего с детьми (ближайшими родственниками) и осуществляющего воспитательный процесс самостоятельно, единолично реализуя функции семьи [111].

Демографы выделяют несколько основных источников формирования неполных семей. В большинстве случаев первопричиной появления неполных семей является количественный рост разводов, например, в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.10 на 100 браков приходилось 54 развода. Большинство разводов (70%) - это молодые семьи с несовершеннолетними детьми. В целом на каждую тысячу разводов в России приходится более 800 детей этого возраста, т.е. ежегодно развод и его последствия переживают сотни тысяч детей [6]. Наличие детей и их число не являются факторами, удерживающими супругов от развода.

Другими важными причинами появления неполных семей являются внебрачное рождение ребенка, проявление женского лидерства, «многосемейность» мужчины [4, 6, 68, 79, 111]. Рост смертности мужчин также является причиной пополнения неполных семей. Смертность мужского трудоспособного населения опережает показатели женской смертности. Неполные семьи, образовавшиеся в результате вдовства, состоят в основном из одиноких женщин с детьми. Вероятность образования новой семьи для вдовы невелика: они в десять раз реже вступают в повторный брак, разводятся вдвое чаще, чем состоящие в первом браке [108].

Социологические и демографические исследования А.И. Антонова (2005) показали, что возможность повторного брака разведенных женщин с детьми невелика, а уровень разводимости повторных браков выше, чем первых. Этот факт указывает на то, что разведенные женщины с детьми чаще остаются одинокими, то есть эти семьи, являются стабильными источниками пополнения категории неполных семей [4].

Вследствие ослабления правового регулирования в области семьи только треть отцов достаточно часто видят своих детей и могут в какой-то мере заниматься их воспитанием. Легитимация отцовских прав в распавшихся семьях тормозится из-за наличия гендерных стереотипов и не определяется их желаниями, возможностями, потребностями и фактическим участием в воспитании детей. По выборочным обследованиям в России, доля отцов, остающихся с детьми после расторжения брака, составляет всего лишь 1% [73]. С течением времени после развода частота встреч отцов с детьми меняется, чаще в сторону их снижения. Это связано с разногласиями между супругами по поводу воспитания уже в процессе распада брака и психологическим манипулированием детьми с целью воздействия на другого супруга. Исследование Л.М. Прокофьевой и М.Ф. Валетас (2002) показало, что при наличии разногласий между родителями при разводе 17% отцов никогда не видят своих детей. Нередки ситуации, когда отдельно проживающие родители (чаще отцы), либо уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей, либо совместно проживающие матери препятствуют выполнению ими этих обязанностей. Дети становятся свидетелями разговоров взрослых, которые оказывают на развитие у них своих представлений о семье как источнике несправедливости, предательства и бед, что дезориентирует их в части формирования у них адекватных представлений о собственной будущей семье. Признаки неполной семьи присутствуют также в тех семьях, где произошло фактическое разделение супругов без юридического расторжения брака, а также в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Вопрос формирования эгалитарной структуры отношений между супругами в семейной и детско-родительских сферах в нашей стране до сих пор не решен [122]. Перечисленные причины появления неполных семей показывают, существуют благоприятные условия и объективные причины для образования неполных семей, что подтверждает актуальность выбранной темы данного исследования.

Поиск содержания понятий «одинокий родитель» и «семья одинокого родителя» также не имеют однозначного определения. В литературе чаще встречаются понятия «одинокая мать» и «одинокий отец». Юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944г. о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения материнских наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей. Развернутое содержание этого понятия обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. В России понятие «одинокая мать» отождествляется, как правило, с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса называют неполными или материнскими семьями. Неполная семья, где ребенка воспитывает отец, встречается намного реже [111]. Из перечисленного следует, что близкие по смыслу дефиниции «неполная семья», «одинокий родитель» и «семья родителя» также не имеют универсального определения. В данном исследовании мы будем использовать понятие «неполная семья» и «одинокий родитель» и подразумевать под ними семьи одиноких родителей различного брачного статуса воспитывающих детей единолично.

Анализ исследований, посвященных изучению особенностей социализации детей, воспитывающихся в неполных семьях показал, что у них чаще актуализируются медико-социальные проблемы. Увеличивается число детей с ухудшившимся здоровьем и переживающих психологические трудности. У девочек преобладает нервность. У мальчиков более выражены нарушения поведения. Перечисленные трудности, в свою очередь, проявляются в снижении темпов развития и успеваемости, а также в склонности к девиантному и аддиктивному поведению. [15, 17, 34, 35, 39, 41, 50, 52, 55, 70, 71, 74, 79, 109, 112, 121, 135, 142, 161]. Работы педагогов и психотерапевтов Е. Григорьевой, А.И. Захарова, И.П. Катковой, Е.И. Холостовой и др. подтверждают, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода [44, 58, 71, 165]. Известный отечественный психотерапевт М.И. Буянов отмечает, что развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом, приводит к заиканию и мутизму (молчание) [27]. Медики считают, что дети разведенных семей имеют повышенную (в 2 - 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни [121], уровень их общей заболеваемости в два раза выше, чем в полных семьях, а хроническая патология в три-четыре раза чаще. Частота заболеваний данных детей пневмонией в четыре раза выше, чем в полных, почти в 2,5 раза больше детей с язвенной болезнью желудка, в 1,7 раза больше с гастродуоденитами, у них более тяжелое течение ревматизма. В результате доля детей, отнесенных к III — V группам здоровья, в разведенных семьях в 11 раз (!) выше, чем в полных (34,5% против 2,8%) [71].

К психолого-педагогическим проблемам детей из неполных семей относятся усложнение и деформация вхождения в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни [44,                                                                                                                       165]; более низкая

успеваемость и слабо развитое стремление к достижениям [50]; более высокий уровень конфликтности отношений между родителем и ребенком [41]; формируются дефекты характера и нравственного развития, проявляющиеся в

несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы [44,         150];                                                                                          отмечается       социальная

дискриминация, связанная с отсутствием отца и матери [55], и проблемы поведения, проявляющиеся в увеличении риска асоциального поведения и детской безнадзорности [44]; повышается детский аморализм и преступность [52, 137, 164, 165]; отмечаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами в ситуации полиродительства [50]; фиксируется однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации [44, 137]. На воспитательную несостоятельность группы одиноких родителей также указывает то, что число детей из неполных семей, совершающих правонарушения, стабильно сохраняется на протяжении последних 10 лет. В числе детей, уклоняющихся от учёбы и бродяжничающих, большую половину группы составляют дети из неполных семей [122]. Например, из числа совершивших правонарушения в 2008 году в Санкт-Петербурге в полных семьях проживали 41,0% детей, в неполных семьях проживали 39,0% детей, а остальные 20% детей являлись опекаемыми и воспитанниками сиротских учреждений); из числа детей, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, 38,3% составляли дети с одним родителем [6]. Специалисты в области социологии, психологии, медицины и педагогики отмечают более низкий воспитательный потенциал семей с одним родителем, по сравнению с полными семьями, и констатируют, что они чаще, чем полные семьи, не обеспечивают детям адекватной социализации [4, 10, 34, 50, 52].

Исследования В.М. Целуйко (1999), посвященные изучению особенностей социализации детей в неполных материнских семьях в нашей стране, показывают, что они обусловлены психологическим состоянием матерей, взаимоотношениями между членами семьи, трудностями в осуществлении контроля над детьми; уклонением отцов от своих обязанностей по воспитанию детей, здоровьем всех членов семьи и др. Объективными предпосылками неблагополучия неполных семей является то, что в силу сложившихся

экономических обстоятельств, одинокая мать вынуждена больше работать и, как следствие, меньше времени уделять воспитанию ребенка и педагогическому самообразованию. По         собственным оценкам женщин, успешному

материнскому воспитанию мешает ряд объективных причин. Это разрушение привычной триады в семье: отец - мать - дети; чувство вины, которое испытывает мать перед ребенком за отсутствие отца, и приписывание ребенком вины за потерю отца матери [166]. Отечественные и зарубежные ученые Б. Борейсон, О.А. Вотинова, С.О. Докучаева, Н. Демурова, А.И. Захаров, И.С. Клецина, Т.А. Куликова, Г. Фигдор, M.D.Ainsworth, С. Puckering и др. утверждают, что у ребенка, воспитывающегося в материнской семье, в результате перевеса опыта общения с матерью и её удвоенного, в связи с отсутствием отца, влияния на развитие и формирование личности, деформируется представление о семье, социальных ролях членов семьи, а также восприятие ребенком самого себя [22, 35, 51, 54, 58, 73, 83, 161, 183, 185]. В рамках воспитательной деятельности одиноким матерям сложнее осуществлять полноценный контроль над детьми и в целом влиять на их поведение. Они, как правило, руководствуются собственной интуицией и опытом своих отцов и матерей. Приведенный перечень проблем является специфичным и позволяет предполагать, что затруднения социализации детей в неполных семьях обусловлены дефицитарностью педагогической культуры неполной семьи.

Под дефицитарностью мы понимаем признак (качество, свойство, черта личности), отсутствие которого или недостаточная сформированность существенно затрудняют достижение целей личностного, профессионального, адаптивного или иного характера. Уточнение признаков дефицитарности педагогической культуры неполной семьи является задачей данного исследования.

В настоящее время в России происходят серьезные изменения во многих областях наук, и в том числе в педагогической науке. Мировая тенденция усиления динамизма социальных процессов, способствующих становлению нового типа общества с «префигуративной культурой» (И.С. Кон, М. Мид), ориентирующейся на будущее, и возрастающая значимость индивидуально­личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека, в результате которой он становится способным осознанно действовать исходя из представлений об общественном долге и личной свободе, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, переосмысливать теорию и практику «социальной мифологии» и «социальной алхимии» (термин М.К. Мамардашвили), привели к тому, что возрос научный интерес к процессу социализации [78, 103, 98].

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/439179.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.