Быстрый переход к готовым работам
|
Развитие моделей социальной политики в условиях формировании социального государстваСоциальная политика, непосредственным объектом которой является положение индивида, разрабатывается и реализуется в рамках определенной модели. Эта модель представляет стратегические ориентиры, для достижения которых, с учетом текущей ситуации, и разрабатывается система мероприятий по достижению целей социальной политики. И именно от выбора адекватной эффективной модели и ее реализации во многом во многом зависит успех социальной политики в целом. Понимание и содержание функций, целей, объектов, субъектов и других составляющих социальной политики во многом зависят от той ее модели (концепции, парадигмы, стратегии), которая избрана в обществе в качестве определяющей. В рамках нашего исследования мы будем под моделью социальной политики понимать систему взаимосвязанных принципов и направлений деятельности, регулирующих общественное развитие, распределение и перераспределение материальных благи ресурсов. Однако «вопрос о том, сколько моделей социальной политики можно выделить и на каких основаниях, - не только дискуссионный, но и весьма сложный, так как решение должно учитывать специфику разных стран при наличии общих признаков»1. I ригорьсва И А Социальная поітика и социальное реформирование в России п 90-х голах / И А Григорьева,-СПб, 1998 С31
35 Мировая и российская практика сформировали несколько общих моделей социально-экономического развития, и в рамках каждой из которых реализуется соответствующая модель социальной политики как часть общей системы. Объединяет эти различные модели их цель, заключающаяся в наиболее полной реализации потенциала граждан и достижения социально-экономического благополучия населения, но в рамках каждой модели предполагается достижение этой цели с использованием различных средств. В рамках рассматриваемой проблемы особый интерес представляют модели социальной политики, сложившиеся в разбитых зарубежных странах. Европейский Союз, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для Единой Европы, выделяет две основные модели. И. А. Григорьева, анализируя различные подходы к классификации моделей социальной политики, сначала дает описание двух основных моделей, которые выделяет комиссия ЕС «бисмарковской» и «бевериджской» и тех их разновидностей, которые формируются на основании разных критериев. 1. Первая модель, часто называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т.е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета
36 любою уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета. Для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы. 2. Вторая модель носит название «бевериджской» (Beveridge) и исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные» пенсии в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Великобритания и страны «скандинавского социализма», в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов о решении, например, проблем бедности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/435413.html |
|