Быстрый переход к готовым работам
|
Разделение рабочего дня на частиСтатья 105 ТК РФ устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы. Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы. Разделение рабочего дня на части следует отличать от режима гибкого рабочего времени. Отличия следующие: Документ опубликован не был. См. официальный саш Совета Федерации ФС РФ http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/36/index.htmI 148
Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат. Есть два условия, наличие которых дает право работодателю разделять рабочий день на части (ст. 105 ТК РФ): 1)особый характер труда; 2)интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова. Однако, что такое "особый характер работы" и исходя из каких критериев он должен определяться, осталось неясным. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных 149
категорий работников, имеющих особый характер работы"149 на эти вопросы также не дает ответа. В нем предусмотрено лишь, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Для уяснения содержания понятия "особый характер работы" необходимо исходить из содержания понятия самой работы (труда). Труд -это созидательная деятельность работника, т.е. процесс его работы. Данный процесс характеризуется такими факторами, как тяжесть трудового процесса (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза и др.) и напряженность трудового процесса (нагрузки интеллектуального характера, сенсорные нагрузки, монотонность нагрузок и ч150 ДР-) • Указанные факторы позволяют оценить труд как тяжелый или напряженный, т.е. определить его особый характер, который может обусловить необходимость установления особенностей режима труда и отдыха отдельных категорий работников. Представляется, что именно с учетом факторов напряженности труда установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (предусмотрены периоды подготовительной работы к выполнению профессиональных обязанностей и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952 150 См.: Таблицы 4.8 о классах условий труда по показа і елям тяжести трудового процесса и 4.9 о классах условий труда по показателям напряженности трудового процесса, а іакже приложения 16 и 17 о методике оценки тяжести и напряженности трудового процесса Гигиенических критериев оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности фикюров производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных Минздравом России 23 апреля 1999 г. (Р.2.2.755-99). Указанное Руководство применяется для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах (п. 1.1 Руководства). 150
периоды специальных перерывов для отдыха, включаемые в рабочее время; ограничена продолжительность рабочих смен при суммированном учете рабочего времени и др.)'51- Однако факторы, характеризующие процесс труда как тяжелый или напряженный, не являются единственным основанием для установления особенностей режима труда и отдыха соответствующих категорий работников. Наряду с ними в качестве основания для установления особенностей режима рабочего времени и времени отдыха могут быть использованы также факторы производственной среды, в которой осуществляется труд, воздействующие на состояние здоровья работников, -вредные производственные факторы. Представляется, что разделение рабочего дня обусловлено именно характером производства, а не характером труда (квалификацией, соотношением умственной и физической нагрузки и т.д.). Статья 105 ТКРФ не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для работодателя и профсоюза. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15152, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна См.: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России ог 30 января 2004 г. N 10 // Российская газета. 2003. 29 апреля. 152 Приказ Минсвязи РФ от 08.09.2003 N 112 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.09.2003 N 5068) // Российская газета", N 185, 17.09.2003 151
быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информациошюго узла телефонной сети и др.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30499.html |
|