Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и содержание понятия «социальная компетенция» применительно к процессу обучения иноязычному общению будущих магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»В настоящее время реалией современной жизни в целом и образовательной политики в частности стал компетентностный подход, который нашёл отражение в таких документах о российской системе образования, как «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Концепция модернизации российского образования». И основной задачей всех гуманитарных наук в этой области, безусловно, является выявление главных или ключевых компетенций, их сущности и роли в жизни человека. Несомненно, основой жизнедеятельности человека как существа социального является его социальная компетенция, т.к. вся деятельность человека неразрывно связана с общением, взаимодействием и взаимопониманием – как с социумом в целом, так и с отдельными его представителями. Социальная компетенция играет одну из ведущих ролей в ситуациях, в которых происходит взаимодействие. Ведь очень часто недостаточная сформированность этой компетенции ведет к неудачам в коммуникативном процессе в ходе педагогической деятельности, а также в процессе управления педагогическим процессом. Социальная компетентность специалистов сферы образования является основой их успешной профессиональной деятельности, поэтому правильная трактовка данного понятия становится важной с точки зрения эффективной 20
организации процесса профессиональной подготовки специалистов для данной области [Биктагирова 2011: 39]. В настоящее время понятие «социальная компетенция» используется довольно широко, так как она включает в себя несколько составляющих и связана с различными областями знаний, например, с социологией, педагогикой, психологией и методикой. При широкой трактовке данного понятия в него включают различные личностные качества от терпимости и эмпатии до способности к коммуникации и творчеству. На сегодняшний день сложилась достаточная научная база, являющаяся основой для исследования данной проблемы. Так, в психологии данное понятие рассматривали В.Э. Уайт, в социальной зарубежной психологии – К.Х. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, в отечественной – А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, в педагогике – Е.А. Суслова и Н.Н. Ершова В социологии особое внимание уделяется данной компетенции, как инструменту, помогающему эффективно устанавливать контакт в процессе взаимодействия с другими людьми для достижения собственных целей. Социальная компетенция в этом смысле отражает степень конструктивности индивида как субъекта социального взаимодействия и его готовности к данному взаимодействию. Психологические аспекты функционирования социальной компетенции заключаются в способности индивида реализовать систему взаимоотношений между общающимися с разными интересами, мотивациями, а также принимать участие в разнообразных (порой довольно сложных) межличностных отношениях. В педагогическом плане социальная компетенция рассматривается как важное профессиональное качество педагога, как способность взаимодействовать с обучающимися, родителями, социальными партнерами и многими другими участниками образовательного процесса [Колычева URL]. Однако в рамках методики преподавания иностранных языков проблема социальной компетенции еще не получила должного освещения в науч-21
ных исследованиях. К сожалению, в современном образовании формирование социальной компетенции не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. С точки зрения педагогики профессионального образования социальная компетенция является важным компонентом, поскольку она важна, например, при обучении иноязычному общению, которое подразумевает не только усвоение студентами предметных знаний и умений, формирование у них соответствующих психологических и психологических способностей и свойств педагога, но и освоение будущими магистрами педагогического образования социального опыта, определенных социальных условий образовательного процесса, овладение в ходе обучения социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, способствующими установлению деловых отношений с различными деловыми партнерами. При изучении курса «Деловой иностранный язык» важен тот факт, что сама по себе социальная компетенция не формируется. Она тесно связана с коммуникативной компетенцией и такими её составляющими, как лингвистическая, прагматическая, социокультурная, дискурсивная и социолингвистическая компетенции. Проявление социальной компетенции мы можем наблюдать во всех областях профессиональной деятельности, характерной для будущих магистров: в образовании, социальной сфере, культуре. Согласно федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (квалификация) степень «магистр»), обучающиеся должны быть подготовлены к решению профессиональных задач в педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской сферах [ФГОС ВО]. А именно будущий магистр должен уметь организовать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе и иностранными, искать и находить новых социальных партеров, включаться во взаимодействие с социальными партнерами 22
обучающихся при решении актуальных исследовательских, управленческих, научно-методических задач. Таким образом, становится очевидной важность формирования социальной компетенции у будущих магистров педагогического образования. Работая в различных социальных учреждениях (методические центры, вузы, средне-специальные учебные заведения, детские образовательные отечественные и зарубежные центры, лицеи и гимназии, научно-исследовательские центры, центры иноязычного образования), магистр педагогического образования так или иначе вступает во взаимодействие с такими группами социальных партнеров, как:
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/75171.html |
|