Быстрый переход к готовым работам
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙВьшолнение интуитивно-опытных, и опытно -индуктивных исследований мы связываем, как это отмечалось выше, с формированием опытно- интуитивной базы, основу которой составляют умение изменять заданную геометрическую ситуацию для получения таких соотношений, которые позволили бы решить поставленную задачу, и умение замечать (видеть, предвидеть) геометрическую сущность результата изменений в исходной ситуации. При этом учащиеся, намеренно выполняя различные преобразования фигур, связанные с формой, размерами или их взаимным расположением, выступают не столько в роли настоящих исследователей, целенаправленно изучающих заданную ситуацию, сколько в роли экспериментаторов, собирающих эмпирические данные. Познавательный интерес школьников определяется тем результатом, который получается в итоге выполненных преобразований, независимо от степени его значимости, независимо от меры его новизны, а иногда и независимо от той цели, которой изначально подчинена преобразующая деятельность. Сам интерес исследования, его специфика, его логика находятся вне активного осознания учеником: он лишь поверхностно схватывает суть выполняемой деятельности, не осознавая в деталях ни содержание отдельных этапов, ни их общий замысел, ни логику следования. Заметим, что основная сложность привлечения школьников к исследовательской деятельности заключается в том, что самостоятельность учащихся в данной учебной деятельности должна осуществляться в двух направлениях - содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоя- тельностъ выражается в умении ученика организовать свою работу по решению поставленной задачи. В связи с этим встает проблема поиска таких форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. По мере образования интуитивно-опытной базы возникает необходимость формирования процессуальной основы учебных исследований. Становится чрезвычайно важным перенести центр внимания учащихся в ходе выполнения данной деятельности с 'конечного результата на «процесс», приводящий к нему. Другими словами, необходимо так организовывать познавательную деятельность ученика, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором она осуществляется. Выше (см. §3 гл. 1) было дано детализированное описание основных этапов учебных исследований по геометрии, включающее: - мотивацию учебной деятельности; - постановку проблемы исследования; - анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу; - экспериментирование ( проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала; - систематизацию и анализ полученного фактического материала; - выдвижение гипотез; - подтверждение или опровержение полученных гипотез; - доказательство гипотез. Характер познавательной деятельности, осуществляющейся на этих этапах и должен усваиваться учащимися в процессе выполнения учебных исследований. Остановимся на анализе возможных вариантов реализации каждого этапа более подробно. 1. Мотивация исследовательской деятельности может быть осуществлена различными способами: акцентированием значимости результатов исследования, оригинальностью формы выполнения учебно-познавательной деятельности, проблемностыо постановки задания и т.п. Наиболее простой и распространенный способ мотивации познавательной деятельности школьников в обучении геометрии основан на использовании задач. В случае исследовательской деятельности мотивирующая (исходная) задача должна способствовать видению учеником более общей проблемы, нежели та, которая отражена в задании. Желательно, чтобы к задаче имелся чертеж, рисунок или другое средство, визуализирующее задачную ситуацию и вызывающее у учащихся познавательный интерес.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/311128.html |
|