Быстрый переход к готовым работам
|
Структура учебных исследований по геометрии и их основные видыЭффективное использование учебных исследований при обучении геометрии предполагает знание их структуры и назначение основных ее компонентов. Для этого обратимся к анализу точек зрения педагогов, математиков и методистов, высказанных на этот счет. Как было отмечено выше, при анализе развития исследовательского метода в обучении, первые попытки его описания принадлежат классикам педагогической мысли Я.А. Коменскому, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервергу и др. Наиболее отчетливо компоненты учебного исследования выделены Генрихом Песталоцци, который создал систему обучения, основанную на наблюдении, обобщении наблюдения и выработке понятий. Впоследствии эти основные компоненты уточнялись как зарубежными, так и отечественными педагогами и математиками. В частности, В.Ю. Ульянинский, характеризуя исследовательскую работу в ее школьном применении как самостоятельное решение разного рода вопросов, выделял стадии: 1) непосредственного активного наблюдения, 2) самостоятельного экспериментирования как исходного, так и проверочного, и 3) самодеятельного творческого воспроизведения (119, с.54). Как видим, эти компоненты учебного исследования во многом перекликаются с компонентами, названными выше. Особого внимания заслуживают работы известного отечественного педагога Б.Е. Райкова. Он, определяя исследовательский метод как «метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками», выделил следующие стадии этого процесса: 1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение (119, с. 8-9) Определив сущность исследовательского метода на современном этапе развития школьного образования, И.Я. Лернер выделяет следующие этапы учебного исследования: 1) наблюдение фактов и явлений; 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; 3) изучение фактов, связанных с такими явлениями; 4) объяснение этих фактов; 5) фактические выводы, требующие приложения знаний о данном факте или явлении (80). Несмотря на различную терминологию, употребляемую разными исследователями, нетрудно увидеть то общее содержание, которое ими раскрывается, а именно, схему исследования: наблюдение - постановка вопроса - эксперимент - вывод. Но процесс познания нового данными авторами рассматривался применительно к любому школьному предмету. Нас же больше интересуют учебные исследования при изучении математики, в частности, геометрии. Особенность геометрии, выделяющая ее не только среди остальных частей математики, но и среди других наук вообще, состоит в том, что в ней самая строгая логика соединена с наглядным представлением. Геометрия в своей сущности и есть такое соединение живого воображения и строгой логики, в котором они взаимно организуют и направляют друг друга. Воображение дает непосредственное видение геометрического факта и подсказывает логике его выражение и доказательство, а логика, в свою очередь, придает точность воображению и направляет его к созданию картин, обнару- живающих нужные логике связи. При всей своей абстрактности геометрия возникла из практики и применяется в практике. Поэтому преподавание геометрии обязательно должно связывать ее с реальными вещами, с другими дисциплинами. Таким образом, преподавание геометрии должно включать три тесно взаимосвязанных элемента: логику, наглядное представление, применение к реальным вещам. Поэтому главные задачи преподавания геометрии и заключаются в развитии у учащихся соответствующих трех качеств: пространственного воображения, практического понимания и логического мышления (3). Рассмотрим, какие этапы математических учебных исследований выделяются в методической литературе по математике. М.Д. Касьяненко общую схему математического исследования представляет следующим образом: а) изучение связей между рассматриваемыми объектами; б) поиск других объектов, имеющих общие свойства с данными; в) построение новых понятий и гипотез; г) их проверка; д) систематизация полученных результатов; е) отыскание границ их применимости. В качестве примера им приводится схема исследования задач на построение: - выделение заданных элементов фигуры; - обобщение условий и поиск области значений заданных элементов, при которых задача имеет смысл; - выделение независимых случаев (их классификация); - установление количества решений в каждом из выделенных случаев (56, с.18). М.Д. Касьяненко отмечает также, что в нестандартных для учащихся условиях используется: а) чертеж или модель, которая характеризует свойства объектов исследований; б) индуктивное построение гипотез как абстракций на основе наблюдений, проверка полученных результатов; в) анализ гипотез. В этих случаях, как правило, строятся правдоподобные утверждения, которые нуждаются в проверке (56). Пример. При изучении многогранников вспоминаем теорему: «Сумма внутренних углов выпуклого п-уголышка равна л (п -2)». Ставится проблема: найти соотношение для плоских углов выпуклого многогранника, аналогичное рассматриваемому. С этой целью рассмотрим частные случаи: в кубе сумма плоских углов равна 12л, в тетраэдре - 4л, в октаэдре - 8л:, в пятиугольной призме - 167С. Видно, что если п. - количество вершин многогранника, то сумма всех плоских углов Sod, где і =1,2,...,о, удовлетворяет неравенству Sci<27m. То есть для куба Sod = 12 л < 16л, тетраэдра Sai = 4п < 8л, октаэдра Sod = 8л < 12л и т.д. Нетрудно заметить, что Sai = 2лп - 4л, т.е. получили гипотезу, которую нужно доказать для любого выпуклого многогранника.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/311128.html |
|