Быстрый переход к готовым работам
|
ПОНЯТИЕ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ІШДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО МАТЕМАТИКЕИстория развития исследовательского метода в обучении уходит далеко в прошлое. Одним из первых поборников исследовательского пути обучения, при котором ученики ставятся в положение первооткрывателей, был Ян Амос Коменский. Он считал, что «следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами,... ,чтоб исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения»(71, с.138). Вся его «Великая дидактика» является открытым протестом против словесного преподавания. Через полтора столетия Жан Жак Руссо убедительно показал важность элементов обучения, которые в дальнейшем вылились в исследовательский метод. Обосновывая его, он рекомендовал: «... сделайте Вашего ребенка внимательным к явлениям природы... Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что он сам понял...» (126, с.221). А. Дистерверг, разрабатывая эвристический метод, писал: «... то, что познано другими, идет мне на пользу лишь в той мере и постольку, поскольку будит во мне стремление к исследованию» (47, с. 82). Идея исследовательского подхода в обучении была впервые выдвинута в России Н. И. Новиковым во второй половше ХУЛІ века. Большой вклад в разработку исследовательского пути в обучении внесли русские педагоги К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптеров и др. К.Д. Ушин- ский считал, что ученикам следует преподавать « не только те или другие познания, но и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Обладая такою умственною силою, извлекающею отовсюду полезную пищу, человек учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»(140). Это были пока лишь первые попытки подхода к анализу исследовательского метода, напоминающие призывы к воспитанию самостоятельности учащихся, развитию их мышления без ясного осознания того уровня, которого надо и можно достигнуть. Но до тех пор, пока обучение ставило своей целью обеспечение знаний и умений применять их по образцу, объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов было совершенно достаточно. Однако по мере того, как темпы развития техники, технологии, науки, всех сторон социальной жизни стали ускоряться и ускоряться настолько, что на протяжении жизни одного поколения неоднократно происходили существенные изменения во многих сферах общественного бытия, приобретенных в школьные годы знаний становилось недостаточно. Человек оказывался перед необходимостью приобретать новые знания. Таким образом, потребность не только в знающих и умелых людях, но и в такой категории людей, которая способна ставить и решать самостоятельно новые проблемы, стала первой предпосылкой использования исследовательского метода в обучении. Так во второй половине XIX века началась практическая реализация данного метода ( Г. Амстронг, Ф. Даниеман, А.Я.Герд и др.) В 20-30 годы активно разрабатывают исследовательский метод отечественные педагоги Б.В.Всесвятский, Б.В. Райков, В.Ф. Натали, В.Ю. Ульянинский, П.А., АЛ. Пинкевич, В.В. Половцев, Ш.И. Ганелин, М.Н. Салтыкова, О.Е. Сыркина, А.В. Кудрявцева, М.А. Рыбникова и др.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/311128.html |
|