Быстрый переход к готовым работам
|
Социально-педагогические предпосылки подготовки учителя технологии к профориентационной работеНа всех этапах развития отечественной профориентации в той или иной мере поднимались и решались вопросы подготовки кадров к профориентационной работе (20, 74, 76, 176, 184, 227). В настоящее время профориентация рассматривается как система услуг, способствующая профессиональному самоопределению и занятости всех социально-демографических групп населения (193). Так, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (от 19. 04. 91 г. за № 1032 - 1) на всей территории России созданы Центры Занятости Населения (ЦЗН). В центрах сформированы основы инфраструктуры профориентационных услуг, в качестве профконсультантов работают свыше 3600 человек. В 68 крупных региональных ЦЗН созданы самостоятельные отделы профориентации. Например, при Удмуртской республиканской, Красноярской краевой, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Саратовской, Челябинской областных службах занятости действуют центры (отделы) профориентации и психологической поддержки населения. В Российском учебном центре Федеральной службы занятости России ведется двухгодичная переподготовка работников региональных служб за
нятости по специализации «Организация профориентационной работы в службе занятости». Разработана и внедрена принципиально новая дифференцированная учебно-методическая система повышения квалификации профориентаторов и профконсультантов по трем категориям обучающихся (специалистов, не имеющих базового психологического образования; спе- циалистов-психологов; руководителей подразделений профориентации). В настоящее время осуществляется процесс интенсивного повышения квалификации на местах профконсультантов районных и городских служб занятости. Созданы центральная и 51 региональная комиссия по аттестации профконсультантов. По согласованию с Госстандартом России определены требования к научно-методическим материалам и оборудованию по профориентации. Разработана примерная номенклатура Российского банка научно-методической продукции по профориентации, которая постоянно пополняется и совершенствуется. Создан Экспертный совет методического обеспечения профориентации ФСЗ России, который сертифицировал 82 профессиограммы и 12 методик, которыми обеспечиваются службы занятости на местах. Созданы Модельные центры профориентации служб занятости Удмуртской Республики, г. Химки Московской области. В РУЦ ФСЗ России действуют кафедра профориентации и психологической поддержки, отдел методического обеспечения профориентации, лаборатория психодиагностики. Ведется подготовка научных кадров в области профориентации безработных граждан и незанятого населения. За последние годы услуги профориентации оказаны более чем 5 млн. граждан, обратившимся в службы занятости. Вместе с тем в работе по созданию системы профориентационных услуг, как показывает анализ материалов служб занятости ряда регионов России, выявились определенные недостатки, в том числе: - значительная часть служб занятости еще не вышла на уровень доступных и качественных услуг по профориентации молодежи; - недостаточно используется потенциал опытных специалистов (учителей, школьных психологов) и других работников образования для оказания углубленных консультаций по профдиагностике, профотбору, психологической поддержке прежде всего безработной молодежи и выпускников общеобразовательных школ; - недостаточен объем профессиональной информации для работников учреждений образования о возможностях получения профориентационных услуг молодежью в Центрах Занятости Населения. Дальнейшему совершенствованию профориентации учащейся молодежи в этой связи способствует введение с 1994/95 учебного года в педвузах России подготовки учителей по специальности «03.06. Технология и предпринимательство» (Гос. Ком. РФ по высшей школе Пр. № 180 от 5.03.94 г.). Нормативная длительность обучения составляет 5 лет. Основная квалификация - учитель технологии (77). В соответствии со стандартом высшего профессионального образования в числе других требований к подготовке учителя технологии по завершению обучения в педвузе включены требования к знаниям и умениям профориентационной работы: владение системой знаний об управлении процессами саморазвития личности, о необходимых условиях проявления ее склонностей и способностей; умение организовать и реализовать процесс профессионального самоопределения учащихся (Там же, С. 6- С учетом важности профориентация выделена в самостоятельный раздел “Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение” и включена в минимальный стандарт базового школьного образования “Технология” (218, С. 206-209). Таким образом, учителя технологии за время обучения в вузе должны быть подготовлены к систематическому осуществлению профессиональной ориентации учащихся. Рассматривая предпосылки возникновения и развития проблемы подготовки профориентаторов в широком культурно-историческом и социально- экономическом контексте, мы условно обозначили следующие этапы. Так, на 1 этапе (20-е гг. - середина 30-х годов) в профориентации параллельно возникли и развивались два направления - диагностическая и воспитательная концепции: сторонники первой - представители педологии и психотехники, второй - учителя. Основная работа по профориентации в виде профконсультаций и профотбора осуществлялась психотехниками и педологами в специализированных профориентационных учреждениях (бюро, секциях, лабораториях и др.). Подготовка педологов проходила в ходе изучения спецкурсов в процессе получения высшего педагогического образования. Психотехников готовили на уроках по профотбору и профконсультации при Наркомате труда СССР, в психотехнических лабораториях (10, 51, 176, 222, 227, 235). Первое бюро по профконсультации возникло в России в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Профориентацией занимались профконсультанты и педологи (235). Сторонники воспитательной, формирующей концепции утверждали, что профориентация должна осуществляться через политехнизацию образования силами учителей. Оценивая работу психотехников своего времени Н. К. Крупская писала: “Нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда” (123, С.202). Данные идеи стали важной основой для развития “политехнического подхода в профориентации”, суть которого можно выразить высказыванием Н. К. Крупской: “Вот взять завод и изучить профессии в целом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе - смежные профессии других производств. Из каких профессий в какую легко переключиться” (126, С. 24). В ряде педагогических вузов страны была начата политехническая подготовка учителей путем наполнения учебных дисциплин соответствующим содержанием и в ходе педагогической и производственной практики (176), В стране складывается определенная практика подготовки профориен- таторов для существующей в то время системы профориентации. К сожалению, этот процесс был прерван известным Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», прекратившим существование первого направления профориентации как сферы изучения личности в деятельности педологов (176, С. 173-175). В середине 30-х годов, по сути дела, была прекращена работа по профессиональной ориентации, профконсультации и профотбору на основе изучения личности. Вместе с ней снижена потребность в профориентаторах. Критикуя педологов, вместе с водой выплеснули и “ребенка”. Как показывает весь мировой опыт профориентации, это было ошибкой (80, 83, 90, 131, 146, 171, 193, 313, 321, 326). Сегодня мы приходим к пониманию, что создается возможность и необходимость систематического изучения интересов, склонностей и способностей молодежи. Без этого мы не можем использовать полностью способности и талант каждого. Эта работа должна помочь юношам и девушкам найти свое призвание, выбрать профессию, работа по которой была бы нужна обществу и давала бы максимальное удовлетворение каждому (23, 25, 27, 62, 71, 166, 229).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html |
|