Быстрый переход к готовым работам
|
Интеграция как системообразующая характеристика подготовки учителя технологии к профориентационной работеВысокий профессионализм учителя, включая учителя технологии- профориентатора, основывается на целостной системе общенаучных, психо- лого-педагогических, специальных и частнометодических знаний, умений и профессионально-педагогических качеств. Он тесно связан с системным, диалектическим мышлением - важным условием и средством формирования, научного мировоззрения, гражданской зрелости и социальнонравственных качеств личности (1, 2, 4, 20,42, 77, 309). Необходимо отметить, что в последние годы сформировалось достаточно устойчивое мнение, что в учебном плане педвуза по специальности “Технология и предпринимательство” на профориентацию отводится ограниченный объем часов. Некоторые оппоненты пытаются этим доказать, что невозможно успешно подготовить учителя технологии к профориентационной работе. Сторонники данной точки зрения разрывают содержание образования и целостный учебно-воспитательный процесс на психологопедагогическое и специальное образование, теоретическую и практическую подготовку. Кроме этого, время педагогической практики не учитывается в общем количестве часов и тем самым совершается принципиальная ошибка. Если еще иметь в виду специфические особенности подготовки учителя технологии к профориентации, имеющие общетехническое и специальное образование, то совершается и методологическая ошибка. С этим нельзя согласиться. Учебно-воспитательный процесс, ориентированный на увеличение времени, ведет к экстенсивному обучению, допускает дублирование материала,
к росту объема аудиторных занятий в ущерб развитию самостоятельной деятельности студентов. Несмотря на определенное разнообразие проводимой работы за счет значительного количества часов, отводимых на обучение, суть ее сводится в основном к репродуктивному усвоению и воспроизведению учебного материала. У студентов возрастает объем знаний. Эти знания в условиях возрастающего потока информации носят временный и непрочный характер. При таком обучении не происходит качественного скачка в профессиональной подготовке специалистов. “Настоящий учитель не энциклопедический словарь, но Сократ”, - писал П. П. Блонский. Воспитание педагогов- мыслителей, творцов, исследователей - составляет ведущее направление в деятельности высшей школы” (46, С.84). Исходя из общей тенденции подготовки специалистов, способных интуитивно, ответственно и компетентно решать практические задачи, необходимо признать, что улучшать подготовку учителя-профориентатора только путем увеличения количества часов учебного плана на изучение курса профориентации невозможно. Сегодня чрезвычайно важно научиться наполнять профессиональную подготовку содержанием, целесообразным с точки зрения профориентации учебным материалом соответствующих вузовских дисциплин, в которых раскрываются психолого-педагогические проблемы формирования и развития личности, социально-экономические и профессиональные аспекты трудовой деятельности людей, занятых в различных отраслях народного хозяйства. Другими словами, необходимо выявить педагогические условия эффективного использования учебного времени, предусмотренного учебным планом (12, 20, 77). Для решения данной проблемы в качестве важнейшего методологического положения реализован интегративный подход к обоснованию логики и разработке структуры содержания учебного предмета, согласно которому интеграция представляется как своеобразная форма отражения системы внутренних и внешних связей в содержательном и процессуальном аспектах профориентации. Системная целостность подготовки - это структурно-функциональная соотнесенность частей целого, его составных элементов. Она базируется на сложной сети внутренних и межсистемных отношений учебных дисциплин вузовского плана, в том числе и специальности “Технология и предпринимательство” (77). Однако каждая учебная дисциплина, рассматривая определенный круг предметов и явлений и их специфические свойства и отношения, отражает одну из сторон (одно свойство) действительности и тем самым разрывает диалектические связи изучения профориентации. В рамках предметной структуры подготовки к профориентации учителя технологии устранение этого существенного недостатка возможно лишь путем усиления взаимосвязи содержания и процесса преподавания курса профориентации, изучение данного предмета в определенной системе внутренних и внешних связей, то есть внутри предметного и межпредметного синтеза (20, 40, 80, 182). Межпредметный синтез призван поставить на службу образования и воспитания будущих специалистов по профориентации современные достижения философии, социологии, психологии, педагогики, информатики, специальных и ряда других наук, обеспечить переход от системных качеств знаний к системным качествам личности учителя на основе максимального использования социально-формирующего потенциала всех учебных дисциплин и курса профориентации. Осуществление такого синтеза возможно лишь на основе комплексной координации изучения курса профориентации и формирования специалиста по профориентации. Сущность ее выражается в вычленении из содержания вузовского образования собственно научного мировоззренческого, оперативно-технологического компонентов профориентации в их соотнесении как между собой, так и с деятельностной сферой личности специалиста на новом межсистемном уровне - на интегрированном уровне профориентационной работы. Этот уровень предполагает наличие у учителя технологии: знаний о структуре личности школьника, знаний о содержании профориентации как о целостном учебном предмете, знаний о нем же как о части конкретного стандарта высшего профессионального образования, знаний об удельном весе профориентации в межсистемном взаимодействии учебных дисциплин специальности “Технология и предпринимательство”, а также сформированность у учителя технологии ценностно-оценочных отношений к приобретаемым знаниям и умениям профориентационной работы. Идея межпредметных связей по своему общедидактическому, методологическому значению равноценна идеям, заложенным в принципах обучения. Она имеет непосредственный выход в учебный процесс через его содержание, методы, организационные формы. Поэтому к числу важнейших профессионально-педагогических умений учителя технологии необходимо отнести и умение реализовать эти связи в профориентационной работе. В педагогических исследованиях и работах С. И. Архангельского, А. И. Щербакова, Ф. Н. Гоноболина, В. А. Сластенина и др., посвященных учителю, его вузовской подготовке, это умение соотносить с умениями логически мыслить, систематизировать, обобщать знания. Формирование такого умения учителя технологии может быть успешным лишь при условии, когда реализация связей содержания профориентации станет органической частью учебного процесса, профессионально-педагогической подготовки в вузе (4, 42, 73, 246, 304). Идея межпредметных связей издавна привлекала внимание многих исследователей (89, 113, 151, 182, 275, 289, 294, 296). Она параллельно развиваясь с классической педагогикой, в значительной степени отражала философские воззрения ее создателей. Так, Я. А. Коменский, будучи последователем Ф. Бэкона, в осуществлении связей исходил из принципа природосо- образности (118, 119). Такого же мнения придерживался и Песталоцци, который ставил задачу воспитания ума, развития физических и нравственных сил ученика сообразно природе (201). Значительный шаг в понимании идеи межпредметных связей был сделан К. Д. Ушинским, который считал, что мир един, многообразен, динамичен. Отсюда и наука как отражение мира должна быть едина. Ее дифференциация - вынужденная необходимость изучения различных граней этого мира. Он полагал, что “способность видеть предметы в их действительности, всесторонне со всеми отношениями, в которые они поставлены” является важным показателем умственного развития человека (271). Определенное место в развитии идеи межпредметных связей принадлежит П. Ф. Каптереву. Он считал, что весь образовательный процесс должен представлять одну неразрывную сеть идей, мыслей, навыков, интересов, где не должно быть места для пробелов, путаницы, должно быть только единство, целостность, объединенность (9). В последние десятилетия неудовлетворенность результатами деятельности высшей школы активизировали работу международные центры по координации педагогических исследований, где увеличивается удельный вес междисциплинарных исследований. В США межпредметный подход к содержанию образования и процессу преподавания учебных дисциплин строится на идеях координации, междисциплинарности и многодисциплинарно- сти. В Англии стало типичным структурное и функциональное соотнесение знаний на основе стратегического планирования обучения. В Болгарии ставится задача воспитания гибкого, мобильного специалиста широкого профиля (Разрядка наша. - И. А.). В нашей стране проблема межпредметных связей разрабатывалась многими исследователями (118, 142, 151, 182, 275, 289, 294). Анализ показывает, что на сегодня можно выделить три наиболее основополагающих подхода к вычленению типов и видов связей: по наличию общих содержательных и процессуальных факторов (Л. Я. Зорина, И. Д. Зверев, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Г. Ф. Федорец, Н. М. Черкес-Заде и др.), по характеру образования ассоциаций (Е. Н. Кабанова-Меллер, Ю. А. Самарин); по пространственно-временным соотношениям прохождения материала смежных дисциплин (Г. В. Воробьев, Ш. Г. Ганелин, Д. М. Кирюшин, К. П. Королев, И. Я. Лернер и др.). Немало методических идей межпредметного характера содержится в работах таких исследователей, как П. Р. Атутов, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, В. А. Поляков, В. Д. Путилин, В. Д. Симоненко, Н. А. Шайденко и др. (33, 35, 38, 224, 227, 229, 296). Исключительный интерес представляют работы Д. А. Тхоржевского (168), А. Н. Чалова (288), Н. А. Читалина (293), Н. Ш. Шадиева (294). В первой (учебник для студентов) - межпредметные связи трудового обучения с профессиональной ориентацией учащихся реализованы на основе принципа политехнизма, отвечающего, по мнению автора, усилению общетехнической и специальной подготовки студентов; вторая и третья работы - общедидактическим проблемам профориентации; Н. Ш. Шадиевым выделены “структурно-логические” связи, которые рассматриваются как дидактическая закономерность, присущая всем учебным дисциплинам, всем сторонам учебно-воспитательного процесса. Проблема межпредметных связей нашла определенное отражение в учебных пособиях по профориентации для студентов педвузов и для учащихся образовательной школы (95, 107, 127, 168, 188, 189, 224, 227, 241, 244). Однако, несмотря на большое внимание исследователей и специалистов к этой проблеме, она не нашла достаточно целостного теоретического и практического решения в подготовке к профориентации учителя технологии (не определены типы связи, механизмы воздействия этих связей на формирование системных качеств знаний, диалектического стиля мышления и др.).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html |
|