Быстрый переход к готовым работам
|
Проектирование педагогической системы подготовки учителя технологии к профориентационной работеГрядущие формы профессионального труда с точки зрения преобладающих в нем информационных технологий будут такими, в которых доминирует приобретение нового знания в процессе постоянного повышения квалификации и непрерывного образования, а также применение его в различных сферах деятельности человека (2, 20, 116, 120, 229). Это означает, чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть и степень профессиональной деятельности самого человека. В этой связи общество и деятельность социальных институтов сегодня характеризуются вниманием к миру личности, персоналистическим тенденциями в культуре и образовании, в том числе в профориентации (2, 20, 44, 228, 229). Реализация индивидуальных качеств и возможностей личности в профессиональной деятельности ни у кого не вызывает сомнений, но в реальной жизни дело обстоит сложнее. Профориентация по своей природе призвана выполнять конкретные функции в обществе и не может не отражать определенную отчужденность личности от организуемых и регулируемых государством социальных институтов человека. Связанный с феноменом отчуждения личности парадокс профориентации (Подчеркнуто нами. - И. А.) состоит в том, как отмечает М. В. Кларин, что она одновременно является средством освоения культуры, развития личности и одним из способов интеграции человека в социально-экономические процессы. Особенно ярко этот парадокс проявляется в тоталитарном обществе, где система подготовки учителя к профориентации не ориентирована на реализацию личностного потенциала человека, его свободное профессиональное самоопределение (116). Изучение и анализ исследуемой проблемы показывают, что традиционные формы и методы профориентационной работы во многих развитых странах (США, Германия, Россия, Франция и др.) по сей день остаются основными, несмотря на постоянную критику, и будут сохранять свое доминирующее положение до тех пор, пока существует общество, требующее массовой профориентации и переориентации на специальности среднего звена всех сфер производства и общественного труда (10, 14, 57, 80, 90, 148, 193, 233, 248, 257, 310, 319, 321). Более перспективные принципы, методы и формы имеют шансы на выживание по мере становления и развития элементов нового общества, получившего название постиндустриального общества или информационного. Необходима новая парадигма профориентации и подготовка к ней специалистов с высшим педагогическим образованием, компоненты которой уже существуют и используются в практике профориентации развитых стран. Так, социокультурный и педагогический анализ трансформации современной профориентации показывает общую тенденцию перехода теории и практики подготовки учителя к профессиональной ориентации от парадигмы обучения, в рамках которой субъект выступает как “объект обучающих воздействий, к парадигме непрерывного образования, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвития обучающихся” (А. А. Вербицкий, В. М. Кларин). Генезис и содержание концепции непрерывного образования подробно рассмотрены в целом ряде фундаментальных работ (120, 327, 328, 329, 330). Истоки непрерывного образования некоторые исследователи находят еще у Аристотеля, Солона, Сократа, Платона, Сенеки, Конфуция и др. “Перманентное” образование существовало с тех пор, как на Земле появились люди, которые мыслили формирование в ходе своего развития, приобретали знания, опыт и практические умения” (329, С.36). Предтечей же современных представлений о непрерывном образовании считается Я. А. Ко- менский. Впервые в целостном виде концепция непрерывного образования была представлена в рекомендациях ЮНЕСКО в 1965 г. (330). В непрерывном образовании воплощена идея, уходящая в традиции гуманизма: она ставит в центр всех образовательных начинаний человека, которому следует создать оптимальные условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. “Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных ее аспектов” (120). В связи с этим мы сконцентрируем дальнейшее изложение лишь на наиболее существенных положениях непрерывного образования, связанных с проблемой данного исследования. Сегодня специальное внимание уделяется идее непрерывного совершенствования профориентации, которая сочетает целевую ориентацию с включенностью субъекта в пространство образовательно-профессиональных ориентиров личности, помогая выстроить личностно значимую линию человека в непрерывном профессиональном совершенствовании. Профориентация личности и подготовка к ее осуществлению учителя технологии в непрерывном образовании выступают, таким образом, как социальный процесс, сопутствующий демократизации всей жизни общества. Однако они не будут развиваться и совершенствоваться сами по себе “автоматически” и поэтому нуждаются в определенном целенаправленном культивировании, управлении.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html |
|