Быстрый переход к готовым работам
|
Концепция построения теории подготовки учителя технологии к профориентационной работеМногообразный и неоценимый вклад профориентаторов в общий социокультурный процесс формирования осознанного профессионального самоопределения учащейся молодежи во многих развитых странах мира позволил им занять важное и достойное место в социальной структуре общества. Направленная деятельность профориентаторов является важным элементом общей культуры в общественном развитии. Они отражают определенное лицо современного общества. Результаты и деятельность профориентаторов имеют социальную и экономическую значимость. Высокую оценку деятельности профориентаторов и консультантов дает шведский ученый У. Канн: “Специалисты по ориентации располагают большими возможностями: они могут изменить традиционное и зачастую ограниченное представление индивидов о той или иной специальности, стимулировать значительное изменение в обществе” (83, С. 16). Анализ педагогических исследований позволяет сделать вывод о необходимости и важности систематического осуществления профориентационной работы (20, 32, 80,102, 151, 242, 285, 293, 303). Международный опыт показывает, что в большинстве развитых стран мира профориентация осуществляется в качестве самостоятельного направления, основанного на восприятии различных сфер общественного труда и профессий, развитии социальной активности личности. В частности, в США и Швеции профориентация осуществляется через комплексные предметы “Профессия”, ’’Планирование жизненного пути”, в Англии - через интегрированный курс “Технология”, в школах Франции, Японии - через профессиональные потоки (14, 20, 57, 80, 83, 193, 233, 248, 249, 310, 325). Профориентация и выбор профессии в социалистических странах основывались на приоритете политехнических знаний естественноматематических дисциплин и глубокой проработке содержательного компонента образования с выходом на связь с региональным производственным окружением школы (10, 11,98, 147, 161, 162,211). Учитывая богатый опыт отечественной школы, международный опыт, профориентация заняла определенное место в учебном плане технологических факультетов педвузов Российской Федерации (77). Она получила обоснованное отражение в системе общего среднего образования в интегрированной школьной программе образовательной области “Технология” (218, С. 206 - 209). Вместе с тем изучение содержания, форм и методов обучения студентов, опыта учителей, занимающихся профориентацией школьников, позволяет сделать вывод о недостаточной подготовленности учителей к решению данной проблемы, о неадекватности оценки своей социальной профессиональной пригодности в качестве специалиста по профориентации. Многие выпускники испытывают определенные трудности при проектировании и осуществлении профориентации учащихся. У них обнаруживается недостаточный уровень сформированности знаний и умений, навыков по обработке и интерпретации полученных результатов профориентации (11, 36, 61, 72, 294). Наши данные коррелируют с результатами Республиканского социологического исследования (Народное образование. -1995. -№ 5. -С.68). Каковы причины такого положения дел ? Нам представляется, что их можно условно разделить на следующие категории. Во-первых, это социальные факторы, связанные с рыночными процессами, недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством и местными органами на образование, в том числе на развитие системы профориентационных центров и кабинетов. Указанные выше причины обуславливают падение уровня осуществления профессиональной ориентации в школах и подготовки кадров профориентаторов. Во-вторых, содержание вузовских программ и учебных пособий по профориентации прежних лет, достигнутый уровень концептуальных представлений о подготовке учителей к профориентационной работе не отвечают требованиям рынка труда к специалистам в условиях жесткой конкуренции и безработицы. В-третьих, освоение студентами содержания профориентации как совокупности методики профориентации учащихся, изучаемых на технологических факультетах в педвузах, явно недостаточно. В-четвертых, попытки перестроить вузовский курс профориентации, связанные с включением (или изъятием) отдельных тем и вопросов, конъюнктурно подгоняемых к изменившимся социально-экономическим обстоятельствам, малоэффективны. В-пятых, ориентация на включение новых спецкурсов, спецсеминаров и спецпрактикумов, а также на увеличение аудиторного времени для подготовки учителей технологии к профориентации, не оправдывает себя, ведет к экстенсивному обучению в ущерб самостоятельной деятельности студентов. В-шестых, факторы непосредственного влияния на реализацию важнейших дидактических принципов: отсутствие научно-обоснованных программ и учебно-методического обеспечения; несоответствие структуры вузовского курса профориентации структуре школьной профориентации; нарушение принципа непрерывности профориентационной составляющей профессионального образования учителей технологии; отсутствие личностно-ориентированного компонента в содержании профориентационной подготовки.
Попытка совершенствовать учебный процесс на основе локальных изменений в существующей структуре подготовки не дает желаемых результатов, негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране, что приводит к серьезным отрицательным последствиям для общества. Поскольку первую группу факторов невозможно скорректировать педагогическими средствами, то целесообразно остановиться на поиске путей решения проблем, связанных с последующими группами факторов. Накопленный за прежние десятилетия опыт представляет собой богатейший источник не только для обоснования выводов и обобщений профессиональной ориентации, но и для разработки и построения новой концепции теории и методики подготовки учителя технологии к осуществлению профориентационной работы в новых социально-экономических условиях. В качестве первого исходного направления исследования явилось накопление фактического материала о реальном положении дел в профориентации в школьной практике и в подготовке учителей к профориентационной работе, анализ и оценка результатов прошедшей перестройки профессионального образования на технологических факультетах педвузов РФ (17, 23, 229, 266). Исследование состояния профориентации в школе и качества подготовки в педвузах страны кадров профориентаторов длительное время проводимые нами и другими исследователями вызывают тревогу по поводу проявившейся тенденции снижения интереса со стороны педагогов к профориентации. Поиск путей выхода из создавшегося положения - важнейший аспект исследования. В настоящее время произошла коренная переоценка сущности важнейших составляющих вузовской системы педобразования. Пересмотру подверглись, в том числе установившиеся, педагогические взгляды на роль и место предметов в учебном плане технологических факультетов. Предоставление права вузам разрабатывать собственные учебные планы привело к тому, что курс профориентации сведен до второстепенной роли. Естественно, в некоторых общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и лицеях) стали исключать профориентацию из учебного плана. Однако сегодня сформировалась однозначная позиция государства на нормирование в учебном плане школы профориентации через интегрированный предмет образовательной области «Технология» (218). Поэтому вторым направлением исследования явилось в определенной роли и места профориентационной работы в профессиональной подготовке учителей технологии. В процессе исследования, связанного с разработкой теории и методики подготовки учителя технологии к осуществлению профориентации, нами был выявлен факт отсутствия непрерывности профориентационного образования учителей технологии. Поэтому третьим направлением исследования явился поиск путей реализации непрерывности подготовки учителя технологии к профориентационной работе. Реформирование системы высшего профессионального образования по содержанию и структуре направлено на подготовку специалистов интегрированного профиля. Реализация холдингового принципа одновременной подготовки учителей технологии по двум специальностям («Технология» и «Профориентация») является четвертым направлением исследования. Важным по значимости нормативным документом наряду с учебным планом в высшей школе является, как известно, программа по учебному предмету. В ходе реформирования педагогического образования был коренным образом изменен подход к разработке не только содержания программы, но и к ее структуре и функциям как нормативному. Поэтому пятым направлением исследования связано с обоснованием и разработкой интегрированного содержания и структуры программы вузовского курса профориентации, обеспечивающей формирование готовности учителя технологии к осуществлению профориентации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Одним из существенных направлений является переосмысление исторического опыта профориентации отечественной и зарубежной школы в соответствии с социально-экономическими преобразованиями. Реализация этого положения обязывает специальность «Технология и предпринимательство» (77). Таким образом, шестое направление исследования - это разработка новой концепции подготовки учителя технологии к профориентационной работе с учетом требований рынка труда к специалисту. Речь идет о выработке нового педагогического мышления, призванного поднять уровень подготовки учителя технологии к профессиональной ориентации с учетом освоения учителями нормативной деятельности по технологии и предпринимательст- Государственная политика в области профессионального образования предполагает разработку и внедрение образовательных стандартов (Закон РФ «Об образовании», статья 7). Таким образом, стандартизация профориентационной подготовки учителей технологии седьмое направление исследования (81). Учитель технологии является одной из основных фигур в осуществлении профессиональной ориентации. Разработка объективных критериев, позволяющих провести адекватную оценку его профессиональнопедагогических качеств и стимулирующих его творчество в качестве проф- ориентатора становится актуальной проблемой. В связи с этим восьмым направлением исследования является разработка дидактико-методических материалов по эффективной подготовке и определению уровня готовности учителей технологии к осуществлению профориентации.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html |
|