У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание народоведения в отечественных программах а) федерального уровня

Вторая глава посвящена анализу содержания современных отечественных и зарубежных образовательных программ и методических пособий с целью выявления в них рекомендуемых для дошкольников сведений о народах и педагогических технологий их реализации. Под педагогической технологией в исследовании понимается "систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса”. /26/

В зависимости от полноты содержания и количества включенных в программы направлений, соответствующих стандартам дошкольного образования, выделяются несколько видов программ для дошкольных учреждений: комплексные, сквозные, парциальные. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка; парциальная - одно или несколько; сквозная рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста и обеспечивает преемственность двух первых образовательных ступеней системы образования. Целостность педагогического процесса обеспечивается путем применения комплексной или сквозной программы или набора парциальных программ. /164/

Подробному анализу подверглись комплексные федеральные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой /142/, «Радуга» (отв. за разработку Т.Н. Дорокова) /144,145,146/, «Детство» (Бабаева Т.Н. и др.) /64/, «Я - Человек» (С.А, Козлова) /86;88; 89; 90/, «Открой себя» (Е.В. Рылеева) /152/, «Истоки: базисная программа развития ребенка - дошкольника» (науч. ред. Л.А. Парамонова, А.П. Давидрук,) /131; 156/, «Семицветик» (С.Г. и В.И. Ашиковы) /21; 22/, «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова) /140/, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Князева и Маханева) /83/, «Наследие» (М.Ю. Новицкая и др.) /123;125;126/, региональные программы «Мир детства» (Оренбург, группа авторов) /112/, «Росток» (Челябинск, А.В. Шестакова) /187/, «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Пермь, Л.В. Ворошнина Л.В.) /48/, «Проект-концепция учебной исторической серии «Сибириана» для массовых школ» (Томск, Э.Л. Львова, Л.Н. Приль, Т.А. Максимова) /106/, «Живой родник» (Северск, О.И. Киселева и др.) /69/ и др. Было проанализировано большое количество методических пособий разных авторов.

Поскольку в концепциях отечественных и зарубежных ученых доказывается целесообразность использования ряда ведущих средств, при помощи которых возможно эффективная реализация народоведения (произведения художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, предметы декоративно-прикладного творчества, язык изучаемого народа, традиционные игры и игрушки и др.), то детальному анализу содержательной стороны программ подвергались те программные разделы, в которых эти средства могли бы предлагаться. Это разделы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, художественной литературой, содержание разделов изобразительного, музыкального воспитания, игровой деятельности.

Кроме того, анализировались в программах содержание и объем представлений о человеке вообще, раскрытые в научно обоснованных положениях таких ученых, как J1.B. Пименова, С.А. Козлова, Т.И. Куликова, Е.В. Рылеева, Е.В. Соловьева и др..

Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе раздел «Ознакомление с окружающим» содержит рекомендации по знакомству с Россией как страной и россиянами как ее жителями, с одним из ближайших к России по территории государств. В подготовительной к школе группе предлагается знакомить с народами еще 2-3 стран. Право выбора народов и республик для изучения остается за воспитателями и руководителями детского сада, но желательно, чтобы хотя бы одна из них граничила с Россией, а две другие отличались от нее по природным и климатическим условиям (например, Украина, Белоруссия, Грузия, Узбекистан, Эстония)./142/

Раздел «Художественная литература» в программе включает два списка - перечень основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для чтения, рассказывания, пересказа, заучивания наизусть. В основном списке представлены произведения детского фольклор» - сказки, потешки, песенки, считалки и т.п. Результаты анализа таковы: в старшей группе в списке обязательной литературы представлены 8 произведений русского народа; английские, туркменские, голландские, нанайские, украинские, ненецкие, таджикские - по 1; всего - 15 произведений. В списке дополнительной литературы предлагаются: русские - 4, английские - 2;                            сербские,    армянские,

новогреческие, литовские - nol; всего - 10. Общее количество рекомендуемых произведений разных народов для старшей группы - 25.

Для подготовительной группы (основной список): русские - 3; татарские, молдавские - по 2; дагестанские, шотландские, туркменские - по 1; всего - 10. В списке дополнительной литературы предлагаются русские - 2; болгарские, украинские - по 2; латышские, английские, туркменские                                                                                         - по 1; всего -      9. Общее    количество

рекомендуемых произведений разных народов для подготовительной к школе группы - 19.

Итак, в раздел «Художественная литература» включены для старших дошкольников 44 произведения разных народов России и мира: 25 входит в обязательный и 19 в дополнительный список. Гипотетически можно предположить, что, используя художественную литературу в качестве ведущего дидактического средства, в старшей группе необходимо познакомить с русским и 7 народами нашей страны и мира, исходя из основного списка литературы, и 12 народами, если учитывать произведения дополнительного списка. В подготовительной группе, соответственно: 6 и 10 народов, включая русский народ. Часть произведений народов повторяется, в общей же сложности за два года работы педагог должен сформировать у детей представления о 18 народах средствами фольклорных произведений.

Анализ раздела «Музыкальное воспитание», в котором ведущим средством являются музыкальные произведения, выявил несколько иную картину. В старшей группе в программу включено 15 произведений русского народа; украинские - 4; чешские - 2, литовские, моравские, латвийские, белорусские, финские, эстонские - по 1; всего - 27 музыкальных произведений 9 народов России и мира. В подготовительной группе: русские - 40; украинские - 6; белорусские и венгерские - по 2; карельские, армянские, латвийские, эстонские, латышские, итальянские, хорватские, грузинские - по I; всего - 58 произведений 12 народов России и мира.

В разделе изобразительного искусства включены для предметы русского народного декоративно-прикладного искусства - игрушки, предметы некоторых промыслов (Хохломы, Жостова, Городца и др.); в подготовительной - украинская керамика. Определен и объем формируемых представлений о народном творчестве: в течение одного учебного года детей старшей группы нужно познакомить с 2-3 видами русского народного искусства, в подготовительной - с 2-5 новыми видами (по выбору воспитателя).

Раздел «Физическое воспитание» содержит указание по использованию в работе народных игр. Соотнося названия игр с их содержанием в сборниках М.Г. Науменко, Т. И. Осокиной, М.Ф. Литвиновой, С.К. Якуб и др., нами обнаружено, что все они классифицируются как русские народные./147; 62; 104; 193/

В программе есть рекомендации по реализации на практике регионального компонента - использовать местные виды народного искусства, если они будут близки и доступны детям.

Авторы программы указывают содержание представлений о человеке, ограничивая детей знанием своего имени, фамилии, имен родителей, их профессиональной деятельности, своего домашнего адреса, названия страны. Знания о человеке биологического характера в программу не включены.

Выявлено также, что педагогическая технология введения материалов народоведения традиционна: рекомендованы разнообразные дидактические средства при выделении приоритетной организационной формы - занятий.

На основании проведенного анализа содержания и задач нескольких разделов указанной программы, был сделан вывод: авторы программы предлагают знакомить детей с многонациональной литературой, изобразительным, музыкальным, декоративно­прикладным искусством, играми, а на основе знаний формулируется задача воспитания уважения к представителям разных народов и дружестких чувств.

Выявлено также, что ни в программе, ни в методических указаниях к ней нет рекомендаций по знакомству деггей с народами ближайшего окружения, не выделены равнозначные элементы этнокультур, которые бы способствовали пониманию схожести и разности в предметах и явлениях культур народов, являющихся, на наш взгляд, одним из обязательных условий педагогической технологии введения народоведения в современное дошкольное образование.

Констатируя наличие материалов народоведения и элементов поликультурного подхода в программе, были выделены противоречия содержательного плана, которые выражаются

•        в преобладании элементов русской культуры, что ставит под сомнение полноценную реализацию интернационального воспитания, заявляемого программой;

•        в отсутствии в программе элементов культур многих народов России, являющихся коренным населением Сибири (хантов, сибирских татар, манси, селькупов, хакасов, ненцев и др.);

•        в отсутствии или незначительном числе элементов культур народов, пришедших в Сибирь в последние века и десятилетия (немцев, белорусов, поляков, эстонцев, евреев и др.);

•        в непродуманное™ содержания разделов и средствах (если в литературе и музыке полиэтнический подход присутствует, то в разделе физического воспитания, изобразительного творчества - нет).

В первом издании образовательной программы "Радуга” (1989) есть специальные разделы “Мой дом, моя семья", "Мой (наш) детский сад", "Мой (наш) город (поселок)" и др., в которые частично включены знания биологического и социального плана, в том числе и регионального народоведения. /146/

Во втором издании программы "Радуга" для старшей и подготовительной группы выделены разделы, связанные со знаниями о народах, выделены средства и рекомендованы отдельные методы дидактики. Ценными являются, например, такие рекомендации: "Расскажите детям, что для каждого народа, для каждой местности характерны свои образцы народного искусства. Люди старались их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и выражали свои художественные вкусы и стремление к красоте... Для работы с детьми можно использовать любые подлинные произведения народного искусства". /144, 209/. "Расскажите детям, что ... для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы, то есть свое собственное самобытное искусство... Народные мастера и профессиональные художники ...могут творить в русле сложившегося художественного канона и являются носителями традиций художественного мировосприятия народа, хранителями его вкуса". /145, 97/

Художественная литература представлена большим числом произведений разных народов. На два года работы рекомендованы произведения разных народов: русские - 60; английские -11; немецкие - 6; шведские - 4; французские, японские, польские - по 3; литовские, таджикские, эстонские, словацкие -по 2; украинские, голландские, шотландские, югославские, белорусские, казахские, латышские, молдавские, нанайские, ненецкие, туркменские, валлийские, индийские, китайские, монгольские, чешские, еврейские, осетинские, чувашские, болгарские, норвежские, датские, финские, итальянские - по 1. Всего рекомендовано 122 произведения разных народов мира и России.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298885.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.