Быстрый переход к готовым работам
|
Необходимость и возможность использования народоведения в дошкольном образованииВ первой главе рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему введения знаний о народах в дошкольное образование путем анализа их концепций, доказываются возрастные возможности усвоения представлений о народах детьми старших и подготовительных к школе групп. С этой целью детальному анализу были подвергнуты работы видных ученых прошлого и настоящего времени. Поскольку народоведение как система педагогической работы связана с широким понятием "народ", то рассмотрим, каким образом педагоги определяли и определяют содержание работы по формированию системы знаний о народах у детей дошкольного возраста. В силу многозначности термина "народ"- (в социально-политическом и историческом смысле - население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют одну историческую судьбу, в языково-культурологическом смысле - то же, что и этнос; в бытовом смысле - большая группа людей), ученые и практики вкладывают в содержание работы разные по объему и содержанию представления о народах. Вслед за Л.Н. Гумилевым, B.C. Бахтиным, С.И. Коном, Г.Н. Волковым, В. Миттером и др. учеными, нами понимается под этносами и народами культурные общности, первоначально выделенные по происхождению (крови) и языку, а понятие ”нация (национальность)" соотносится с понятием "государство"./ 57; 23; 47; 95; 113/ В данном исследовании содержание народоведения рассматривается как педагогическая проблема, как система специально организованной педагогической деятельности, реализующая в дошкольной практике одно из направлений региональнонационального компонента государственных образовательных стандартов, сформулированное в них как "развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре”, посредствам введения знаний об этнокультурах региона./ІЗО; 163/ Анализ теоретических источников выявил, что идеи осуществления народоведения как системы знаний о народах в дошкольном образовании не являются предметом педагогических дискуссий только современной педагогики. К решению этой проблемы обращались известные зарубежные и отечественные педагоги прошлого. Так, Я.А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром, частью которого является знания о человеке и народах Он предложил родителям и педагогам одну из первых энциклопедий, в которой с помощью картинок и коротких текстов к ним ребенок мог узнавать о первых занятиях человека на земле; об отношениях людей к окружающему миру, о человеческих взаимоотношениях и т.п. Кроме энциклопедии для детей, Я.А. Коменский, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, предлагал программу "Панпедия", которую обосновал как программу универсального воспитания человеческого рода. Существенную часть "Панпедии" составляет учение о формировании у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей". /94/ Авторы распространенных в начале 19 века педагогических теорий Ф. Фребель и М. Монтессори, в противоположность взглядам Я.А. Коменского, придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а также их взаимоотношениями, считая наиболее важным для дошкольников познание чувственного мира в его качествах и свойствах. Сложный в проявлениях социальный мир в широком понимании (народы, страны), по их мнению, недоступен дошкольнику. Достаточно, если до школы ребенок хорошо усвоит родной язык и с его помощью - родную культуру. Познавать мир людей, стран и народов он может в более старшем возрасте. /66; 87, 94;107/ В русской педагогике вопрос о возможности и необходимости включения в образовательный процесс знаний о родном и иных народах говорили в свое время В.Я. Стоюнин, В.А. Рачинский, С.И. Миропольский, JI.H. Толстой, Ф.В. Одоевский, К,Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и др.. Теоретический анализ педагогической литературы позволил выявить, что ученые были едины в том, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что нужно раннее приобщение детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введение ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях, считали педагоги-классики, подрастающий человек становится сыном своего народа и Отечества. Главный тезис такого воспитания, например, В.Н. Сорока - Росинский сформулировал так: "Национальное должно лежать в основе образования и воспитания, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной". /41, 79/ Знания о своем и других народах должно использоваться в педагогике не как дань моде, а как «...естественное стремление добраться до своих общих корней, неведомыми историческими путями передававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации, чтобы понять прошлое и настоящее и заглянуть в неведомое будущее». /189, 11/ Обосновывая и разрабатывая концепцию российской школы, ученые 19 века определяли содержание обучения и воспитания детей, исходя прежде всего из принципа народности, теоретически обоснованного К.Д. Ушинским как одной из приоритетных ценностей отечественного образования. Отождествляя понятия «нация» и «народность», К.Д. Ушинский вывел свою основную педагогическую аксиому: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». И далее: «...Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту же воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». /75, 41/ Краткий анализ истории проблемы показал, что в педагогике того времени остро ставились вопросы не только просвещения нерусских народов, но и вопросы введения народоведческих знаний в содержание образования разных уровней. Например, К.Д. Ушинский, доказывая необходимость и обязательность включения таких знаний в педагогическую практику, писал: "Знания разделяются на необходимые, полезные и приятные... Необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всем, и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих, полезных и приятных. Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины, ...обладая которыми можно быть полезным и себе, и обществу...774,50/ В соответствии с этим положением, этноведение входило в содержание религиозных и родиноведчееких знаний. Педагогическая общественность России того времени уточняла содержание и возможности включения знаний о народах эмпирическим путем, находясь в поиске органического сочетания национального и общечеловеческого в воспитании детей, не впадая в крайности национализма и космополитизма. Анализ и оценка взглядов таких педагогов, как А Симонович, М. Артемьева, А. Сахаров, М. Цебрикова, Е. Водовозова и др., дана современными учеными JI.A. Захаровой и Э.К. Сусловой в статье "Дореволюционная Россия: об одной из проблем дошкольного воспитания"./70/ Ученые 19 века обращали внимание педагогов на то, что образовать человека только с общими для всех народов качествами невозможно. При составлении общеобразовательного курса преподавания необходимо включать сведения о своеобразии народов, об их особенностях
в связи с местом проживания и занятиями. Акцентируя внимание педагогов на проблеме, отмечалось, что воспитывать ребенка нужно так, чтобы он осознавал, с одной стороны, свою национальность, а с другой, - уважал представителей других народов. Исходное положение педагога любой эпохи, наряду с национальным воспитанием, должно быть "стремление воспитывать Человека, в каком бы индивидуально народном костюме он ни выступал, на каком бы языке ни говорил." /70, 90/ Для понимания роли знаний о народах в становлении личности актуальны сегодня слова П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К национальным ценностям, которые должны быть включены в педагогический процесс, П.Ф. Кагггерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные мировоззрения на окружающий мир. Воспитывая детей в условиях родной этнической и национальной культуры, ученый призывал посредством их развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству. Он отмечал, что углубляя представления о родной этнокультуре, не нужно воспитывать в детях мысли о том, что "родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному", /цитата по 107, 4/ Такие ученые, как С.И. Гессен, Н.К. Рерих, Н.А. Данилевский, Э. Меймер, А. Тойнби, Ю. Яковец и др., подчеркивали, что "в воспитании нужно обращаться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим." /цитата по 107, 4/
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298885.html |
|