Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание объекта в составе дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от обществаОдной из актуальных, практически важных проблем в теории уголовного права и правоприменительной практике является обеспечение нормальной деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы. Это важно потому, что от эффективности деятельности данной системы во многом зависит достижение целей уголовного наказания, определенных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. В противном случае исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений, как цели наказания, останутся нормативной декларацией. Суд в приговоре определяет осужденному только вид и меру наказания и режим его отбывания, а цели этого наказания должны быть достигнуты в результате воздействия всех средств исправительного процесса. Поэтому одной из актуальных, практически важных проблем в теории и правоприменительной практике считают рассогласованность норм различных отраслей права и, прежде всего, уголовного и уголовно-процессуального[1]. Однако это можно сказать и в отношении соотношения уголовного и уголовноисполнительного права, что проявляется, прежде всего, в особенностях конструирования уголовно-правовых норм, имеющих задачу охраны нормальной деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы. Как отмечает
профессор Э. Жевлаков, «реализация на практике принципиально новых положений уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательств 2001-2004 г.г. позволяет более эффективно применять институт дифференциации и индивидуализации мер исправительного воздействия; обеспечивает повышения правовой защищенности лиц, находящихся под стражей и осужденных; устраняет применявшиеся к ним ранее необоснованные режимные ограничения и обеспечивает предоставление различных льгот положительно зарекомендовавшим себя лицам». Для этого необходима отлаженная система функционирования всех учреждений, исполняющих назначенное судом наказание. К сожалению, далее отмечает он, разработчики законопроектов последнего времени весьма далеки от системного восприятия ими уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства[2]. В то время как это важно потому, что в данной сфере государственной деятельности имеют место существенные проблемы. В международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. специально отмечено, что «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправ- л ление» . Исправление осужденных, особенно отбывающих лишение свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, очень сложный процесс, предполагающий применение различных форм, методов и средств воздействия на них. Статья 9 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что «основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие»[3]. Режим назван первым в числе средств воздействия на осужденных, так как он создает необходимые условия для применения остальных средств[4]. Однако и другие предусмотренные законом средства выполняют важную роль в исправлении *5 осужденных, что особо актуально в настоящее время . Преступное воздействие на любую из указанных сфер деятельности сотрудников уголовноисполнительных учреждений по исправительному воздействию на осужденных наносит серьезный вред процессу исправления[5]. На это специально обращено внимание в концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы в России[6]. Таким образом, выстраивается цепочка: уголовное право - уголовнопроцессуальное право - уголовно-исполнительное право. Поэтому в систему преступлений против порядка управления законодатель и включил преступление, связанное с посягательством против пенитенциарной системы - дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Содержание преступления в соответствии со ст. 321 УК РФ составляют применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, к осужденному, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а равно те же действия, совершенные в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких. Необходимо подчеркнуть, что наличие в системе Особенной части УК РФ подобной статьи вполне обосновано. Сотрудники учреждений и органов пенитенциарной системы в сложнейших условиях решают стоящие перед ними задачи по достижению целей назначенного осужденным наказания. Поэтому понятна забота законодателя об обеспечении безопасности самих сотрудников, а также их близких. Однако законодательное описание составов, включенных в статью 321 УК РФ, их место в системе Особенной части уголовного законодательства вызывает серьезную критику и представителей теории уголовного права, и судебной практики[7]. Рассмотрим общий концептуальный подход к конструированию исследуемого состава преступления и определению его места в системе Особенной части действующего уголовного законодательства. В юридической литературе высказаны различные суждения по поводу как архитектоники ст. 321 УК РФ, так и содержания сконструированных в ее частях составов преступлений, обладающих высокой общественной опасностью. Эти суждения предопределены своеобразным подходом законодателя, во-первых, к нормативному описанию в одной статье составов преступлений, связанных с применением насилия в отношении администрации исправительных учреждений и осуж- ' денных, во-вторых, неконкретностью характеристики насилия, особенно в ч. 2 ст. 321 УК, где диапазон возможного вреда установлен от легкого (ст. 115 УК) до тяжкого (ст. 111 УК).
[1] См.: Концепция развития российского законодательства /Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 1998. С.5; Малько А. В. Правовая жизнь: основы теории //Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект: Сборник научных трудов. Саратов, 2005. С. 68; Панъко К. К. Основы законодательной техники в уголовном праве России (теория и законодательная практика): Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 5. [2] См.: Жевлаков Э. О состоянии законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы//Уголовное право. 2005. № 2. С. 94. [3] См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 сентября 2006 г.). М., 2006. [4]См.: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990 г. С. 36- [5] См.: Сундуров Ф. Р., Бакулина Р. В. Лишение свободы и права осужденных в России. Тольятти. 2000. С. 200-205. [6] См. подробно: Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации (на период до 2005 года) //Преступление и наказание. 1996. № 8. [7] См.: Казимирова О. А. Правовые и теоретические предпосылки реконструкции ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельностьи учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» //Научный вестник Южного Федерального округа. 2007. № 3. С. 20-29.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/452298.html |
|