У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Британский эмпиризм и сенсуализм

Мы рассмотрели некоторые истоки формирования лин­гвистической концепции У.Д. Уитни, каковыми являются фи­лософия языка Древней Индии и античного мира. Однако, процесс формирования взглядов лингвиста является ком­плексным и включает в себя другие, не менее важные ком­поненты, представленные британской эмпирической традици-

Как известно, Уитни был представителем американской лингвистической традиции. Но совершенно естественно предполагается, что на него оказала влияние английская эмпирическая философия. Это доказывается общностью анг­лийской и американской культур. Язык, естественно, обу­словливает общность культуры, в том числе и научной мыс­ли. Наряду с этим, большую роль сыграло то, что англий­ская и американская философия развивались под господ­ствующим влиянием британского эмпиризма и сенсуализма, связанных с именами Ф. Бэкона, Д. Локка, Т. Гоббса. Пе­реработанная затем в духе феноменолизма Беркли и Юма, она приводит к возникновению философских направлений, которые остаются наиболее влиятельными в США и Англии - позитивизму и прагматизму" (Богомолов 1964: 15). Широ­кий обмен учеными между университетами Англии и США был одной из причин того, что многие видные английские фило­софы нашли в США благодарную аудиторию. Длительное время американская мысль заимствовала своё содержание как из английской, так и в целом из европейской философии. Как писал М. Коэн, в это время "по существу философия в Аме­рике следовала за образцами, которые были распространены в Великобритании." (Коэн 1958: 278).

Рассмотрение взглядов британских философов - эмпири­ков и позитивистов - на язык поможет нам наиболее полно и ясно представить себе концепцию Уитни о языке.

Основной принцип эмпиризма - "все знание - из опы­та”, находился в центре внимания основоположника англий­ского материализма XVI-XVII веков Фрэнсиса Бэкона (15 61- 1626 г.г.). Бэкон рассматривал науку как социально­духовный феномен, он был создателем методов и принципов познания (см.Бэкон 1977). Главной задачей науки Бэкон считал тщательный анализ предмета исследования и обобще­ния, объяснение реальных фактов. Согласно Бэкону, науч­ное познание природы возможно только на основе опыта, экспериментального метода исследования. Бэкон оказал су­щественное влияние на стиль мышления своей эпохи тем, что призывал заниматься конкретными эмпирическими вопро­сами. Важнейшей заслугой Бэкона является и то, что он решительно отстаивал роль опыта (см. Субботин 1983: 71).

Продолжателем линии Бэкона был английский философ Томас Гоббс (1588-1679), рассматривавший содержание по­знания как результат опыта, чувственных ощущений. Гоббс различает два вида опыта: чувственный и речевой. Источ­ником последнего служит ум. Речевой опыт предполагает правильное употребление слов языка (Гоббс 1964:     465-

4 66) . Речь образуется за счет слов, с помощью которых оформляется мысль:  "Общее употребление речи состоит в

том, чтобы перевести нашу мысленную речь в словесную, или связь наших мыслей - в связь слов" (Смирнов 1969: 28). Кроме того, Гоббс развивал знаковую теорию языка.

Причём, знаки имеют у него условный и произвольный ха­рактер. Здесь необходимо отметить, что именно эту осо­бенность знака неоднократно подчёркивал Уитни, рассмат­ривая знаковую теорию языка ( см. Соколов 1964). Универ­салии, согласно Гоббсу, замещают понятия и образы, яв­ляющиеся естественными знаками вещей и образующие проме­жуточную систему между лингвистическими знаками и их ре­ферентами (см. Formigari 1988: 99). Универсалии (от лат. universalis-общий) - общие понятия. Современная филосо­фия переносит акцент в использовании проблемы универса­лий на анализ языка и выдвигает на первый план социаль­ный аспект.

Философским рассуждениям Гоббса близки идеи Дж. Лок­ка (1632-1704). В центре философии Локка - теория позна­ния, развитая в традициях английского эмпиризма и мате­риализма Ф. Бэкона. Локк считал, что всё человеческое знание проистекает из опыта:   "На опыте основывается всё

наше знание, от него в конце концов оно происходит" (Локк 1960:129). Учение Локка, его теория познания поставили перед эмпиризмом задачи, господствовавшие в философском и научном мышлении с XVII века по XX век (см. Соколов 197 9). Он считал, что "внешние предметы" воздействуют на наши органы чувств, в результате чего человек приобрета­ет опыт. "Слова,- по мнению Локка, - это чувственные знаки, необходимые для общения" (Локк 1960: 404). Упот­ребление слов в процессе общения Локк считает основным; любое другое употребление является производным от комму­никативного .

Идеи Локка повлияли на английского философа Дж. Беркли (1685-1753). Беркли убедительно обосновал тезис о том, что эмпирическое знание опирается на чувственный опыт.

Основоположниками позитивизма считаются Джон Стю­арт Милль (1806-1873) и Огюст Конт (1798-1857). Согласно Миллю, началом знания является чувственное восприятие. В "Системе логики" Милль заявляет, что "всякий раз, когда имена, данные предметам, раскрывают какую-либо информа­цию, т.е. всякий раз, когда они действительно имеют ка­кое-либо значение, оно состоит не в том, что эти предме­ты обозначают, а в том, что они имеют дополнительное второстепенное значение" (Милль 1914: 34).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.