Быстрый переход к готовым работам
|
Британский эмпиризм и сенсуализмМы рассмотрели некоторые истоки формирования лингвистической концепции У.Д. Уитни, каковыми являются философия языка Древней Индии и античного мира. Однако, процесс формирования взглядов лингвиста является комплексным и включает в себя другие, не менее важные компоненты, представленные британской эмпирической традици- Как известно, Уитни был представителем американской лингвистической традиции. Но совершенно естественно предполагается, что на него оказала влияние английская эмпирическая философия. Это доказывается общностью английской и американской культур. Язык, естественно, обусловливает общность культуры, в том числе и научной мысли. Наряду с этим, большую роль сыграло то, что английская и американская философия развивались под господствующим влиянием британского эмпиризма и сенсуализма, связанных с именами Ф. Бэкона, Д. Локка, Т. Гоббса. Переработанная затем в духе феноменолизма Беркли и Юма, она приводит к возникновению философских направлений, которые остаются наиболее влиятельными в США и Англии - позитивизму и прагматизму" (Богомолов 1964: 15). Широкий обмен учеными между университетами Англии и США был одной из причин того, что многие видные английские философы нашли в США благодарную аудиторию. Длительное время американская мысль заимствовала своё содержание как из английской, так и в целом из европейской философии. Как писал М. Коэн, в это время "по существу философия в Америке следовала за образцами, которые были распространены в Великобритании." (Коэн 1958: 278). Рассмотрение взглядов британских философов - эмпириков и позитивистов - на язык поможет нам наиболее полно и ясно представить себе концепцию Уитни о языке. Основной принцип эмпиризма - "все знание - из опыта”, находился в центре внимания основоположника английского материализма XVI-XVII веков Фрэнсиса Бэкона (15 61- 1626 г.г.). Бэкон рассматривал науку как социальнодуховный феномен, он был создателем методов и принципов познания (см.Бэкон 1977). Главной задачей науки Бэкон считал тщательный анализ предмета исследования и обобщения, объяснение реальных фактов. Согласно Бэкону, научное познание природы возможно только на основе опыта, экспериментального метода исследования. Бэкон оказал существенное влияние на стиль мышления своей эпохи тем, что призывал заниматься конкретными эмпирическими вопросами. Важнейшей заслугой Бэкона является и то, что он решительно отстаивал роль опыта (см. Субботин 1983: 71). Продолжателем линии Бэкона был английский философ Томас Гоббс (1588-1679), рассматривавший содержание познания как результат опыта, чувственных ощущений. Гоббс различает два вида опыта: чувственный и речевой. Источником последнего служит ум. Речевой опыт предполагает правильное употребление слов языка (Гоббс 1964: 465- 4 66) . Речь образуется за счет слов, с помощью которых оформляется мысль: "Общее употребление речи состоит в том, чтобы перевести нашу мысленную речь в словесную, или связь наших мыслей - в связь слов" (Смирнов 1969: 28). Кроме того, Гоббс развивал знаковую теорию языка. Причём, знаки имеют у него условный и произвольный характер. Здесь необходимо отметить, что именно эту особенность знака неоднократно подчёркивал Уитни, рассматривая знаковую теорию языка ( см. Соколов 1964). Универсалии, согласно Гоббсу, замещают понятия и образы, являющиеся естественными знаками вещей и образующие промежуточную систему между лингвистическими знаками и их референтами (см. Formigari 1988: 99). Универсалии (от лат. universalis-общий) - общие понятия. Современная философия переносит акцент в использовании проблемы универсалий на анализ языка и выдвигает на первый план социальный аспект. Философским рассуждениям Гоббса близки идеи Дж. Локка (1632-1704). В центре философии Локка - теория познания, развитая в традициях английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона. Локк считал, что всё человеческое знание проистекает из опыта: "На опыте основывается всё наше знание, от него в конце концов оно происходит" (Локк 1960:129). Учение Локка, его теория познания поставили перед эмпиризмом задачи, господствовавшие в философском и научном мышлении с XVII века по XX век (см. Соколов 197 9). Он считал, что "внешние предметы" воздействуют на наши органы чувств, в результате чего человек приобретает опыт. "Слова,- по мнению Локка, - это чувственные знаки, необходимые для общения" (Локк 1960: 404). Употребление слов в процессе общения Локк считает основным; любое другое употребление является производным от коммуникативного . Идеи Локка повлияли на английского философа Дж. Беркли (1685-1753). Беркли убедительно обосновал тезис о том, что эмпирическое знание опирается на чувственный опыт. Основоположниками позитивизма считаются Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Огюст Конт (1798-1857). Согласно Миллю, началом знания является чувственное восприятие. В "Системе логики" Милль заявляет, что "всякий раз, когда имена, данные предметам, раскрывают какую-либо информацию, т.е. всякий раз, когда они действительно имеют какое-либо значение, оно состоит не в том, что эти предметы обозначают, а в том, что они имеют дополнительное второстепенное значение" (Милль 1914: 34).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html |
|