Быстрый переход к готовым работам
|
Философско - лингвистическое наследие античного мираЕсли в Древней Индии исследование языка носило эмпирический и практический характер, то в Древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов. Они, в первую очередь, выдвигали познавательно-философские задачи, а не религиозно-практические. Философский подход к языку наложил отпечаток на решение проблемы языкознания. О двуединстве Востока - Запада размышлял П.Я.Чаадаев: «Первым выступил Восток и излил потоки Света из глубины своего уединенного созерцания: затем пришел Запад со своей деятельностью, живым словом и всемогущим анализом, овладел его трудами, кончил начатое Востоком и, наконец, поглотил его в своем широком обхвате" (Чаадаев 1914: 222). Наибольший интерес у философов древней Греции вызывал вопрос об отношении языка и мышления. Античная языковедческая традиция, зародившаяся в эпоху становления древнегреческой философии, представляет собой основу развития европейской языковедческой традиции: "В много образных формах греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрений" (Энгельс 1965: 369). Великая культура Греции играла огромную роль в развитии европейской культуры. К основным чертам древнегреческой модели мира относится особое понимание Вселенной, где космос предстаёт как разумный, чувственный, одушевлённый: "На античного человека возлагается особая божественная миссия. При этом явление личности, человеческой субъективности выходит в античном мире на первое место" (Асмус 1975: 3). Совершенно очевидно, что как лингвист и профессор философии Уитни был знаком с лингвистическим наследием античного мира. Взгляды античных философов на язык не могли не отразиться на творчестве Уитни. Развивая положение философии языка Древней Греции, Уитни сосредоточил своё внимание на таких проблемах как аналогия, знаковость языка, его системность и универсальность . Античная теория языка формировалась в процессе рассмотрения такой фундаментальной философской проблемы, как проблема связи между мыслью и словом, вещами и их именами. В рамках данной философии ставились и решались различные вопросы языкознания (см. Зарайский 1999: 58).
В V в. до н.э. проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др. Великий мыслитель Гераклит первым ввёл в философский язык понятие о "логосе", которое прошло затем через всю историю античной философии и живёт в наше время, прежде всего, в слове "логика". Термин "логос" многозначен, но основное его значение - слово, речь, разум (cM.Dineen 1967). Для сравнения отметим, что в древнеиндийской философии близким к понятию логоса было понятие "брахман". В натурфилософии древних греков человек рассматривался как неотъемлемая часть природы, поэтому "слово" и "разум" для Гераклита выражали саму природу вещей: "Логос выражал у него представление о круговороте вещества в природе, вечно живого огня" (Оленич 1980: 216). Понятие "логос" очевидна идея о том, что оно обозначает и слово, и мысль: "Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде чем услышат о нём, ни услышав впервые. Ведь всё совершается по этому Логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу" (Секст Эмпирик 1976: 256). Античная языковая традиция возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем - проблемы взаимоотношения между "словом", "мыслью", "вещью". В этот период не существовало понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимались как нечто единое, как единый logos. Вслед за М.М. Бахтиным, мы обращаем внимание на то удивительное сходство, которое существует между понятием Слова - Логоса у Гераклита и культом Слова в ведийской религии: "Согласно ведийской религии, священное слово - в том употреблении, какое даёт ему "знающий" посвящённый жрец - становится господином всего бытия, и богов, и людей. Жрец - "знающий" определяется здесь как повелевающий словом, в этом всё его могущество. Учение об этом содержится уже в Риг- веде. Древнегреческая философема Логоса и Александрийское учение о Логосе - общеизвестны" (Бахтин 1993: 81). Таким образом, и Брахман, и Логос имеют общие черты: универсальный характер, абсолютное начало и словесное выражение через речь. Как упоминалось выше, зачатки философии и наук о природе раньше появились на Востоке, в связи с чем возможно говорить о влиянии древнеиндийской философии языка на античную философию: "Помимо непосредственной генетической связи, - указывает В.Ф. Асмус, - история культуры отметила ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдалённых от Греции, Древнего Китая и Древней Индии" (Асмус 1965: 3) . Неслучайно древнегреческие философы, подобно индийцам, сделали речь предметом эмпирических наблюдений и анализа. Спор древнегреческих мыслителей касался "природного и условного" характера слов. Этот спор возводят к взглядам Гераклита и Демокрита. Гераклит (540-450 г. г. до н.э) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей, что имя отражает природу обозначаемой вещи. Демокрит полагал, что вещи обозначаются не по природе самих вещей, а по установлению людей. Объяснял он это тем, что многие слова имеют несколько значений, несколько названий, названия эти меняются с течением времени. Эта дискуссия не привела к какому-то определённому результату, но имела большое значение для развития языкознания. Важно то, что основной базой наблюдения остаётся в эту эпоху живой язык (см. Тронский 1936: 16). Демокрит является наиболее ярким представителем материалистической философии атомизма. Следует отметить, что идеи Демокрита нашли своё отражение в философских материалистических учениях Европы. Это влияние заметно отразилось на учениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Бэкона. В свою очередь, эти философы оказали влияние на лингвистические взгляды более поздних лингвистов таких как Уитни (см. Перельмутер 1980). Преемственность и эволюционность в развитии науки о языке является предметом интересов многих современных ученых: «Чрезвычайно знаменательно, что родоначальник материализма нового времени Френсис Бэкон выступил с работой, написанной в защиту ранних учений древнегреческого материализма, в частности, в защиту атомистики Демокрита...» (Асмус 1975: 319). Слово у Демокрита понимается как самостоятельная единица, которая служит для выражения своего значения в предложении. Следовательно, значение предложения зависит от составляющих его слов. В данном случае линия индийской философии языка (миманса), которая признавала первичность слов, а не предложений, совпадает с теорией Демокрита. Этой же точки зрения о первичности слова придерживался Уитни. Уитни отмечал: "Лингвистика имеет дело с простыми словами и словосочетаниями, а не с предложениями и текстами" (Уитни 1878: б). Он ограничивал сферу деятельности лингвиста только исследованием слов и словосочетаний, а не предложений и текстов. Надо полагать, что противопоставляя эту точку зрения древнеиндийской грамматике, он поддерживает позицию Демокрита по этому вопросу (cM.Hymes 1974).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html |
|