У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Философско-лингвистическое наследие Древней Ин¬дии как основание лингвистических взглядов У. Д. Уитни

Поскольку методология лингвистической теории опреде­ляется философской базой, лежащей в её основе, следует обратиться к философским установкам языка У. Д. Уитни. На наш взгляд, к числу философских предпосылок создания данной теории необходимо отнести философию языка Древней Индии. Как видно из научного наследия Уитни, он прояв­лял огромный интерес к идеям индийских языковедов Пани- ни, Бхартрихари, Патанджали, высоко ценил и изучал их труды. Кроме того, Уитни внёс огромный вклад в изучение санскрита. Он сделал переводы Вед, индийской астрономии, Адхарвы Веды и др. Воспоминания современников Уитни, его научная биография и высказывания самого учёного, касаю­щиеся языкознания Индии, а также его интерес к истории языкознания, признание преемственности в развитии этой науки, позволяют нам выдвинуть предположение о том, что лингвистические взгляды Уитни в определённой степени формировались под воздействием духовной культуры Индии и её языковедческой традиции. В статье "Индийская литера­тура" Уитни обращается к истокам философской мысли Древ­ней Индии, связывая ее с созданием индийской литературы: "У санскрита есть две главные части - грамматическая и философская. Начало философских рассуждений уже видны в гимнах Веды и затем в Упанишадах" (Whitney 1878: 282) .

Следует отметить, что столь пристальный интерес Уит­ни к Индии и санскриту был естественным, поскольку Индия является одним из древнейших очагов мировой цивилиза­ции. Влияние древнеиндийской научной мысли на философию Запада было огромным, в связи с чем Вернадский писал: «Величайшим в истории культуры фактором, только что вы­являющим глубину своего значения, явилось то, что науч­ное знание Запада глубоко и неразрывно уже связалось в XIX столетии с учёными, находящимися под влиянием вели­ких восточных философских построений» (Вернадский 1977: 62) .

Влияние индийского языкознания простиралось на Ки­тай, арабские страны, Грецию и т.д. Философские, языко­ведческие, религиозные идеи Древней Индии явно прослежи­ваются в творчестве Уитни. По справедливому мнению Щер- батского, "источником философских идей всего Востока нужно признать Индию. Отсюда исходили в разные времена периодические волны мысли, захватывавшей и Восток, и За­пад" (Щербатской 1972: 41).

В истории языкознания западноевропейских стран оче­видно наличие двух основных традиций: греко-римской и индийской. Всё, что было разработано индийскими учёными: проблемы фонетики, морфологии, синтаксиса, словообразо­вания, лексикологии, - продолжает оставаться актуальным по сей день и волнует умы учёных, что ещё раз подтвер­ждает тезис о преемственности в развитии языкознания (см.Топоров 1961). Философия языка Древней Индии, начи­ная с древнейших времён, заложила фундамент всего после­дующего развития языкознания в Европе вплоть до настоя­щего времени, а потому занимает и должна занимать подо­бающее ей место в общей истории языкознания (см. Edger- ton 1928 : 171) .

Как известно, история индийского языкознания насчи­тывает более 3 тысяч лет. Возникновение интереса к про­блемам языка было вызвано в основном практическими целя­ми - необходимостью толкования священных гимнов древних индусов - Вед (букв, "значения"). Веды были изложены на классическом языке древнеиндийской письменности - санск­рите и сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие фи­лософской мысли (см. Лоя 1968) . Но ещё до возникновения Вед древние индусы создавали гимны богине Речи - Vac (от санскр. Vac "говорить"). Таким образом, размышления о языке, речи в Древней Индии относятся к периоду брахма­нов, создания ведических текстов, Упанишад. В них пред­ставлены картины общественной и интеллектуальной жизни

Индии того времени, что доказывает проникновение филосо­фии в различные стороны жизни в этой стране. Слово "брахман" в древнеиндийской философии означало абсолют­ное духовное начало, из которого возникает мир. В древ­нейших текстах Вед "брахман" относится к сфере ритуаль­ных понятий. Вне брахмана ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в брахмане (см. Радхакришнан 1956).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.