Быстрый переход к готовым работам
|
Философско-лингвистическое наследие Древней Ин¬дии как основание лингвистических взглядов У. Д. УитниПоскольку методология лингвистической теории определяется философской базой, лежащей в её основе, следует обратиться к философским установкам языка У. Д. Уитни. На наш взгляд, к числу философских предпосылок создания данной теории необходимо отнести философию языка Древней Индии. Как видно из научного наследия Уитни, он проявлял огромный интерес к идеям индийских языковедов Пани- ни, Бхартрихари, Патанджали, высоко ценил и изучал их труды. Кроме того, Уитни внёс огромный вклад в изучение санскрита. Он сделал переводы Вед, индийской астрономии, Адхарвы Веды и др. Воспоминания современников Уитни, его научная биография и высказывания самого учёного, касающиеся языкознания Индии, а также его интерес к истории языкознания, признание преемственности в развитии этой науки, позволяют нам выдвинуть предположение о том, что лингвистические взгляды Уитни в определённой степени формировались под воздействием духовной культуры Индии и её языковедческой традиции. В статье "Индийская литература" Уитни обращается к истокам философской мысли Древней Индии, связывая ее с созданием индийской литературы: "У санскрита есть две главные части - грамматическая и философская. Начало философских рассуждений уже видны в гимнах Веды и затем в Упанишадах" (Whitney 1878: 282) . Следует отметить, что столь пристальный интерес Уитни к Индии и санскриту был естественным, поскольку Индия является одним из древнейших очагов мировой цивилизации. Влияние древнеиндийской научной мысли на философию Запада было огромным, в связи с чем Вернадский писал: «Величайшим в истории культуры фактором, только что выявляющим глубину своего значения, явилось то, что научное знание Запада глубоко и неразрывно уже связалось в XIX столетии с учёными, находящимися под влиянием великих восточных философских построений» (Вернадский 1977: 62) . Влияние индийского языкознания простиралось на Китай, арабские страны, Грецию и т.д. Философские, языковедческие, религиозные идеи Древней Индии явно прослеживаются в творчестве Уитни. По справедливому мнению Щер- батского, "источником философских идей всего Востока нужно признать Индию. Отсюда исходили в разные времена периодические волны мысли, захватывавшей и Восток, и Запад" (Щербатской 1972: 41). В истории языкознания западноевропейских стран очевидно наличие двух основных традиций: греко-римской и индийской. Всё, что было разработано индийскими учёными: проблемы фонетики, морфологии, синтаксиса, словообразования, лексикологии, - продолжает оставаться актуальным по сей день и волнует умы учёных, что ещё раз подтверждает тезис о преемственности в развитии языкознания (см.Топоров 1961). Философия языка Древней Индии, начиная с древнейших времён, заложила фундамент всего последующего развития языкознания в Европе вплоть до настоящего времени, а потому занимает и должна занимать подобающее ей место в общей истории языкознания (см. Edger- ton 1928 : 171) . Как известно, история индийского языкознания насчитывает более 3 тысяч лет. Возникновение интереса к проблемам языка было вызвано в основном практическими целями - необходимостью толкования священных гимнов древних индусов - Вед (букв, "значения"). Веды были изложены на классическом языке древнеиндийской письменности - санскрите и сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли (см. Лоя 1968) . Но ещё до возникновения Вед древние индусы создавали гимны богине Речи - Vac (от санскр. Vac "говорить"). Таким образом, размышления о языке, речи в Древней Индии относятся к периоду брахманов, создания ведических текстов, Упанишад. В них представлены картины общественной и интеллектуальной жизни Индии того времени, что доказывает проникновение философии в различные стороны жизни в этой стране. Слово "брахман" в древнеиндийской философии означало абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. В древнейших текстах Вед "брахман" относится к сфере ритуальных понятий. Вне брахмана ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в брахмане (см. Радхакришнан 1956).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html |
|