Быстрый переход к готовым работам
|
Системообразующие факторы конструируемой модели правового обеспечения социального предпринимательства: системный подходСформулированный в предыдущем параграфе вывод о том, что правовое обеспечение социального предпринимательства представляет собой систему частных и публичных средств правового обеспечения, не оставляет сомнений в том, что построение ее концептуальной модели должно основываться на системном подходе[1]. Для того чтобы перейти к следующему этапу конструирования — выявлению системообразующих факторов модели правового обеспечения социального предпринимательства, — следует подробнее остановиться на анализе понятия «система». В настоящее время в мировой практике известно большое количество определений систем, включающих в себя отдельные признаки и свойства предметов, явлений и процессов, что порой затрудняет выбор методологии познания[2]. По мнению И. Клир, данное затруднение возникает из-за того, что «понятие системы в различных научных дисциплинах используется различным образом и применяется для решения различных проблем. Эти различия обусловлены главным образом традицией и специфическими методами и задачами отдельных наук»[3]. В связи с этим, как считает Д. А. Керимов, определения системы должны классифицироваться в зависимости от целей их формулирования, то есть от гносеологической направленности. По его мнению, системное исследование должно ориентироваться, «во-первых, на обнаружение составных частей системной целостности; во-вторых, на выявление специфических качеств каждой из частей; в-третьих, на аналитическое изучение связей, отношений и зависимостей частей между собой; в-четвертых, на обобщение частей в их качественной определенности и взаимодействии, раскрывающее свойства системы как единого целого; в-пятых, на познание функционального назначения, роли и эффективности воздействия системы и каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему»[4]. Особенности системного подхода к исследованию правовых явлений предполагает их комплексное исследование, требующее выяснения качеств системности и структурно-функциональных зависимостей этих явлений[5]. Данное обстоятельство обусловливается тем, что правовые явления системны и объединяются в структурную целостность элементов — отраслей права. Отрасли права как структурные элементы системы права являются системами более низкого порядка, объединяя в структурную целостность подотрасли права, правовые институты и нормы права[6]. И это качество системности права «столь же реально, сколь объективно существование самого права»[7]. С точки зрения В.А. Лапа- ча, «системный анализ феноменов права давно уже стал неотъемлемым инструментом методологического оснащения правоведения, а укоренившиеся в юридической теории понятия правовой системы, системы права и системы законодательства воспроизводят познанное наукой объективно присущее праву качество системности»[8]. В научной литературе существует точка зрения, что к признакам понятия системности права относятся следующие:
а) ее качество не сводится к качествам системообразующих элементов (факторов); б) она способна видоизменять составляющие ее элементы и создавать новые в пределах своего единства; в) может выступать в виде части или подсистемы другой более объемной системы, а также в границах своего органического единства разделяться на внутренние подсистемы или расчленяться на внутренние подсистемы (или системы иного уровня); г) она необходимо связана с внешней средой. Отсутствие относительной самостоятельности лишает правовую систему системного характера;
По мнению Д.А. Керимова, отмеченные существенные признаки системности права вскрывают органическую связь частей, ее составляющих, которая зависит от системообразующих компонентов (факторов)[10]. П.К. Анохин полагает, что обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода является поиск и формулировка системообразующего фактора. Эта ключевая проблема, по его мнению, определяет как само понятие системы, так и всю стратегию его применения в исследовательской работе[11] в целях последующего решения поставленной проблемы. Решение проблемы настоящего исследования заключается в выборе оптимальной правовой модели, способной обеспечить в условиях кризиса высокий уровень удовлетворения социально-имущественных потребностей (качества жизни и социальной защищенности) российских граждан, так как «проблема удовлетворения разнообразных потребностей физических и юридических лиц является крупной социально- экономической и правовой проблемой, в разрешении которой заинтересовано Российское государство и общество»[12]. В качестве гипотезы отстаивается позиция, согласно которой правовая модель социального предпринимательства способна стать для современной социальной политики альтернативой, положительно зарекомендовавшей себя в мировой практике в качестве универсального антикризисного инструмента. Несомненно, что решение проставленной проблемы будет определять специфику системообразующих факторов концептуальной модели правового обеспечения российского социального предпринимательства. Вместе с тем оптимизм в отношении социального предпринимательства как модели обеспечения социально-имущественных потребностей (высокого уровня жизни и социальной защищенности) российских граждан разделяется не всеми учеными. Отмечая отрицательные стороны социального предпринимательства, А.В. Барков обращает внимание на то, что в любом обществе есть социально незащищенные граждане — пожилые и одинокие люди, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, нуждающиеся в поддержке государства и неспособные справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно. В связи с этим «социальное предпринимательство», «представляемое Яной Сергеевной Гришиной как универсальный механизм решения социальных проблем, альтернативный государственному, полностью заменить существующую систему государственной защиты не в состоянии»[13]. С его точки зрения, «проблема обеспечения социально-имущественных потребностей, в том числе лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах»[14] не может быть решена только социально- предпринимательскими средствами. Исследователь исходит из тезиса о том, что экономические и правовые основы современной правовой модели социальной защиты, заложенные еще в советский период, не способны ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства и его финансовыми возможностями, и в связи с этим социальное обслуживание нуждается в реформировании. Данная позиция разделяется также специалистами в области права социального обеспечения, отмечающих в качестве недостатков современной российской модели социальной защиты то, что она «во многом сохраняет элементы уравнительно-патерналистической модели советского типа»[15]. В качестве альтернативы как государственному патернализму, так и социальному предпринимательству ученым предлагается модель социального сопровождения, научно-теоретическая база которой содержится в его авторской концепции правового регулирования рынка социальных услуг[16]. Следует отметить, что оригинальность данной концепции заключается в системном подходе к решению проблемы правового регулирования рынка социальных услуг, имеющей комплексный межотраслевой характер, путем выделения для анализа группы частноправовых имущественных (гражданских и семейных) отношений по удовлетворению потребностей в социальных услугах, объединенных общим системообразующим признаком (фактором) — участие в них лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исходя из легального определения категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержавшегося в действовавшем до недавнего времени нормативно-правовом акте (п. 4 ст. З ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), исследовались частноправовые имущественные отношения с участием одиноких пожилых людей и инвалидов, не способных к самообслуживанию, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть недееспособных, ограниченно дееспособных и лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства и патронажа, имеющие специфический правовой режим, отличный от обычного гражданско-правового режима по удовлетворению потребностей граждан в услугах[17]. В целях настоящего исследования возникает вопрос: насколько справедливо мнение А.В. Баркова и может ли цивилистическая модель, предложенная ученым, стать основой концептуальной модели системы инновационно-правовых средств обеспечения социально-имущественных потребностей, а также выступить в качестве альтернативы социальному предпринимательству? Актуальность данного вопроса достаточно высока, поскольку на сегодняшний день концепция социального сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, является единственной моделью, предложенной в качестве альтернативы государственной системе социальной защиты. Представляется, что ответ на данный вопрос будет зависеть от выявления достоинств и недостатков цивилистической концепции (модели) правового регулирования рынка социальных услуг и социального предпринимательства как инновационно-правовой модели обеспечения социально-имуществен- ных потребностей путем сравнительного анализа системообразующих факторов данных систем. Как представляется, в качестве системообразующих факторов концепции (модели) правового регулирования рынка социальных услуг А.В. Барковым выделяются: а) идея социального сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (мобилизация внутреннего ресурса)209; б) предмет — имущественные отношения в сфере социального обслуживания210; в) метод — диспозитивный211; г) правовые средства — частноправовые212; д) субъекты — лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации213; е) объекты — социальные услуги214. По выделенным основаниям сравнительная характеристика обеих концепций, наглядно позволяющая выделить достоинства и недостатки каждой из них, может быть представлена следующей таблицей. [1] См.: Салыгин Е.Н. Моделирование в праве: проблемы и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12—15. [2] Более подробно см.: Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 51-106. [3] Клир И. Абстрактное понятие системы как методологическое средство // Исследования по общей теории систем: сборник / пер. с польск. и англ. М.: Прогресс, 1969. С. 288. [4] Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права.
[5] Керимов Д.А. Указ. соч. С. 247. [6] См.: Васильев В.В. Системообразующие факторы отраслей гражданского права. Тверь: Тверской государственный ун-т, 2011. С. 4. [7] Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 169. [8] Там же. С. 169. [9] См.: Керимов Д.А. Указ. соч. С. 251—253 ; Лапач В.А. Указ. соч. С. 173—174. [10] См.: Керимов Д.А. Указ. соч. С. 253. [11] См.: Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем// Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 17—62. [12] Баринов Н.А. Доктрина имущественных потребностей и ее правовое обеспечение // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: науч.-практ. конференция (3—4 октября 2001 г.)/подред. А.И. Демидова. Саратов: СГАП, 2001. С. 181. [13] См.: Барков А.В. Творческое развитие идей, содержащихся в доктрине имущественных потребностей Н.А. Баринова, в инновационно-правовой концепции социальных услуг // Вестник СГАП. 2012. № 4. С. 29. [14] Там же. [15] См.: Хасбулатова О.А., Эрмиш И.Г. Модернизационные аспекты системы социальной защиты населения // URL: http://womaninrussia.ru/content/modernizatsionnye-aspekty- sistemy-sotsialnoi-zashchity-naseleniya (дата обращения: 18.08.2015). [16] См. подробнее: Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. [17] См.: Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М.: Юрист, 2008. С. 20—21.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/41194.html |
|