Быстрый переход к готовым работам
|
Социальное предпринимательство как объект правового обеспечения и оригинал конструируемой правовой модели: эволюция идеи и основные доктринальные подходы к его определениюВ настоящее время в зарубежных странах поиск путей оптимального межсекторного взаимодействия с использованием инновационно- предпринимательских средств, позволяющих интегрировать социальный и экономический эффект, приводит к осознанию перспективности социального предпринимательства, которое в некоторых странах рассматривается в качестве альтернативы модели социальной политики. Несмотря на то что в России еще не существует достаточно четкого представления о социальном предпринимательстве, идея использования инноваций и предпринимательского подхода при формировании правовой модели обеспечения социально-имущественных потребностей граждан в условиях кризиса либерально-социальной политики может быть весьма интересной и востребованной, что обусловливает актуальность исследования эволюции идеи социального предпринимательства как объекта правового обеспечения и оригинала конструируемой правовой модели, основных подходов к его определению за рубежом и в России. Представляется, что во многих странах востребованность идеологии социального предпринимательства обусловливается объективными социально-экономическими предпосылками, ставящими представителей традиционных секторов экономики: коммерческие, некоммерческие организации (далее — НКО), государство — перед необходимостью изменения своей роли в решении различных социальных проблем. Среди данных тенденций экспертами выделяются[1]: а) низкая восприимчивость целого ряда социальных проблем к традиционным мерам воздействия в отношении бедности, безработицы и социальной исключенно- сти уязвимых категорий населения; б) углубление неравенства между социальными группами и странами, которое стало угрожать социально-экономическими и политическими катастрофами; в) рост численности НКО и конкуренция между ними за ресурсы государства и благотворительных фондов; г) коммерциализация сферы общественных услуг и как следствие — рост конкуренции между НКО и бизнесом в удовлетворении имущественных потребностей, в которой НКО нередко проигрывают; д) усиление либеральных социальных теорий кейнсианства и государства благосостояния в 1970-е годы, послуживших идеологическим обоснованием для социального предпринимательства[2]. По мнению американского социолога А. Карлсона, возникновение этой модели государства тесно связано с кризисом семьи и семейных ценностей, причиной которого стало распространение либеральной концепции[3]. В качестве общей тенденции развития социального предпринимательства также следует отметить расширение спектра социаль- но-имущественных потребностей населения и неспособность государства в одиночку решить различные социальные проблемы, связанные с возросшими требованиями к качеству их удовлетворения. Термин «социальное предпринимательство» наиболее активно начал использоваться в англоязычной литературе с 90-х годов XX в., причем употребление его наиболее часто связывают с именем основателя компании «Ашока» Б. Драйтона[4]. По его мнению, «социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбы или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль»[5]. Как считает ряд исследователей, в этом определении сформулирована суть социального предпринимательства, главным содержанием которого является механизм его осуществления, а ключом к раскрытию его содержания — понятия инновации и предпринимательства[6], что обусловливает необходимость более подробно остановиться на этих двух категориях. В России под предпринимательской деятельностью, согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ, понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В научной литературе обращается внимание на то, что данное легальное определение несовершенно, поскольку не содержит законодательно закрепленную идею о социальном назначении предпринимательства. С точки зрения А. Г. Быкова, государство, провозглашенное Конституцией РФ как социальное, «имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятельность (базовую и единственную пока выработанную современной цивилизацией общественную форму организации экономической деятельности по производству и реализации товарного продукта) социальные функции и решение социальных задач. По существу, это означает, что наряду с экономической составляющей предпринимательской деятельности имеет место и социальная составляющая»[7]. Негативные последствия отсутствия этой идеи в определении предпринимательской деятельности, несомненно, сказываются на решении социальных задач в обществе. Вместе с тем легальное определение позволяет выделить следующие основные обязательные признаки предпринимательской деятельности: организационная и имущественная самостоятельность и обособленность; наличие цели, заключающейся в получении прибыли; систематический характер получения прибыли; хозяйственный и коммерческий риск; факт государственной регистрации участника предпринимательской деятельности, позволяющие сформулировать определение предпринимательства. В литературе под предпринимательством чаще всего понимается инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности и риске, без ссылки на социальную функцию предпринимательской деятельности, что нуждается в корректировке[8]. В украинском законодательстве учтен недостаток российского — отсутствие социального аспекта в определении предпринимательской деятельности, под которой понимается «самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли» (ст. 42 ХКУ). Предпринимательская деятельность как разновидность хозяйственной наряду с некоммерческой хозяйственной деятельностью (ст. 52 ХКУ) объединена в общее родовое понятие «хозяйственная деятельность» (п. 2 ст. 3 ХКУ). Различие между предпринимательством и некоммерческим хозяйствованием определяется критерием прибыльности. На первый взгляд, указание на социальную составляющую некоммерческого хозяйствования позволяет его отнести к социально-предпринимательской деятельности. Однако представляется, что критерий прибыльности не является определяющим при разграничении социального предпринимательства и традиционной предпринимательской деятельности и некоммерческого хозяйствования. В основе разграничения лежит направленность данной деятельности на решение или сглаживание социальных проблем. Причем данная деятельность должна осуществляться с применением инновационно-пред- принимательского инструментария. В научной литературе можно встретить позицию, согласно которой не только предпринимательство, но и «любой экономический институт, занятый в рамках закона производством или услугами и ориентированный на увеличение прибыли, выполняет социально значимые функции, так как удовлетворяет имеющийся спрос на товары или услуги, выплачивает налоги, предоставляет рабочие места»[9]. Этот известный подход позволяет сделать вывод, что социальный аспект предпринимательства на этом себя исчерпывает, что представляется не вполне корректным и обусловливает необходимость рассмотрения вопроса об эволюции понятия «предпринимательство». Исторически предпринимательство как социально-экономическое явление появилось в Европе на рубеже XIV—XV вв. В этом процессе важную роль сыграла автономизация хозяйственной жизни отдельных граждан и социальных групп. В результате повышения социальной ответственности государства появились необходимые условия для социально-экономических экспериментов[10]. Термин «предприниматель» впервые появляется в английском языке еще в XV в. в значении «менеджер, управляющий, лидер»[11]. Во Франции данный термин начали употреблять немного позже — в XVIII в. для определения субъекта, начинающего какую-либо деятельность. Как прилагательное слово «предпринимательский» использовалось для обозначения таких черт личности, как «авантюрный», «смелый», «рискованный». Однако именно во Франции следует искать истоки научной концепции предпринимательства, так как введению в оборот термина «предпринимательство» (ientrepreneur) наука обязана французскому экономисту шотландского происхождения Р. Катильона. В его концепции предпринимательство связывалось с рисковым характером доходной деятельности, способным стимулировать экономический прогресс посредством поиска новых и лучших путей реализации своего дела. Развивая данную точку зрения, французский ученый-экономист Жан-Батист Сэй дает следующее определение: «Предприниматель переносит экономические ресурсы из менее производительной в более производительную сферу, увеличивая прибыльность»[12], таким образом обращая внимание на экономическую эффективность предпринимателя, переводящего экономические ресурсы из сферы более низкой производительности труда в более высокую[13]. Однако настоящим классиком теории предпринимательства в мире признается известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер. В 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития», написанной во время преподавания в Черновицком университете (ныне Украина), ученый отмечал главную функцию предпринимателя, состоящую в новаторстве, осуществлении нововведений, необходимости быть проводником экономического развития. «Производить, — по его мнению, — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы... Производить... значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил»[14]. В отличие от предшественников, Й. Шумпетер доходность предпринимателя не ставил на первое место и не связывал с личной выгодой предпринимателя. Скорее, по его мнению, она служила средством оценки результата. Особенность его взгляда заключалась в том, что, в отличие от бизнеса, предпринимательство не связывалось тесно с доходом и прибылью, а является фактором изменений в экономике[15]. Считая предпринимательство универсальной общеэкономической функцией любой общественно-экономической формации, Й. Шумпетер полагал, что статус собственника не является определяющей характеристикой предпринимателя. В этом вопросе исследователь вступал в дискуссию с К. Марксом, полностью отождествлявшим предпринимателя с капиталистом, видя в нем только инвестора производственного процесса и эксплуататора пролетариата[16]. Значение взглядов Й. Шумпетера в развитии социального предпринимательства заключается в том, что им был сделан вывод, что предпринимательство отличается от бизнеса, нацеленного на извлечение прибыли, своей социальной направленностью. Данный подход получил развитие в работах Питера Друкера, утверждавшего, что «предпринимательство предполагает управление, отличное от существующего». Вместе с тем П. Друкер не считал всякое развитие бизнеса предпринимательством. По его мнению, расширение бизнеса могло быть рутинным процессом, не связанным с преобразованием и новаторством. В первую очередь существенной характеристикой предпринимательства исследователь признавал доходность деятельности[17]. По мнению ученого, успешная организация должна была в своей работе придерживаться трех принципов: а) постоянного усовершенствования продукта; б) использования своих знаний для собственного развития; в) принципа системной инновационной деятельности. П. Друкер впервые трактовал инновации не только как технические, но и социальные. Именно он на основе анализа экономического успеха Японии, базировавшегося на социальных инновациях, вплотную приблизился к идее социального предпринимательства[18]. По его мнению, социальные предприниматели «изменяют поведение и способности общества»[19].
П. Друкер рассматривал новаторство как важную экономическую категорию, реализовать которую возможно соответствующими методами. В качестве практических рекомендаций он предлагал ряд источников типичных инноваций, таких как, например, противоречие между реальностью «что случилось» и реальностью «как должно было случиться»[20].
[1] См.: Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М.: Высшая школа экономики, 2011. С. 18. [2] Там же. С. 18-19. [3] См.: Карлсон А. Общество — семья — личность: социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / пер. с англ.; под ред. А.И. Антонова. М., 2003. С. 13-15. [4] Фонд Ашока, основанный Б. Драйтоном в 1981 г., признается типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающим социаль- но-предпринимательские инициативы по всему миру. См.: URL: http://www.ashoka.org [5] Цит. по: Баталина М., Московская А., Тарадина JI. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России (препринт WP1/2008/02). М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 3. [6] Баталина М., Московская А., Тарадина JI. Указ. соч. С. 3. [7] Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения //Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 61. [8] См.: Предпринимательское право: учебник / под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. М., 2008. С. 30. [9] Токаев А. Социальные функции открытых акционерных обществ, закрепленные в нормах права Федерального закона «Об акционерных обществах» // Право и экономика. 2011. № 12. С. 29. [10] См.: Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2009. С. 11. [11] См.: Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. 2011. № 2. С. 34. [12] Цит. по: Савчук А. Предпринимательство — движущая сила экономического развития // URL: http://community.liiblogger.net/se/30563.html (дата обращения: 09.07.2015). [13] См.: Кадол Н.Ф. Указ. соч. С. 12. [14] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 158. [15] Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Указ. соч. С. 5. [16] См.: Кадол Н.Ф. Указ. соч. С. 12. [17] Там же. С. 5. [18] Там же. С. 13. [19] Drucker P.F. What business can learn from nonprofits // Harward Business Review. 1989. Vol. 67. № 4. P. 88-93. [20] Drucker P.F. Innovation and Enterpreneurship: Practice and principles. N.Y.: Harper Business, 1985.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/41194.html |
|