Быстрый переход к готовым работам
|
Законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны и использования животного мираТермин «источник права» имеет несколько значений. Одни авторы под источником права понимают нормотворческую деятельность государства, другие - результат этой деятельности, третьи - и то, и другое, объединяя оба * эти аспекта общим понятием «внешняя форма права». Нет единства среди ученых и по вопросу о форме права. Некоторые ученые предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения источник права - деятельность государственных органов по установлению правовых норм (нормотворчество); сами же акты, содержащие правовые нормы, являются различными формами права. Итак, имеет место спор; причем спор не о словах[1]. Мы присоединяемся к мнению тех ученых, которые под источником права понимают внешнюю форму права. В этой связи приведем мнение авторов учебника по теории государства и права. Источник права есть форма * официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка[2]. Образно говоря, источник права представляет собой емкость, в которую заключены нормы права. Обычно в теории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о нормативных актах, нормативном договоре, правовом обычае. Каждый из них обладает определенной спецификой. Официальная доктрина не признает в качестве источника судебные решения (прецеденты). Более подробно рассмотрим нормативів ' ный правовой акт. Нормативные правовые акты - основной источник права России. Они неоднородны и могут быть классифицированы по различным критериям. Прежде всего, их можно подразделить с учетом юридической силы на законы и подзаконные акты. Причем и законы, и подзаконные акты также неоднородны и могут быть сгруппированы в акты федерального и регионального, а подзаконные акты и местного уровней. В области охраны и использования животного мира действуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Начнем анализ с источников права, регулирующих отношения в сфере охраны и использования животного мира, с Основного закона. В Конституции РФ заложены основные начала законодательства о животном мире. Нормы Конституции касаются общих вопросов использования и охраны животного мира, а также вопросов собственности на животный мир, управления в данной сфере, природопользования, охраны животного мира и среды его обитания. Согласно п.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем самым подчеркивается особая важность природных ресурсов, в том числе и животного мира, в существовании и развитии населения страны. Это конституционное положение имеет как экологический (основа жизни людей), так и экономический (основа производственной деятельности) аспекты[3]. По мнению O.JI. Дубовик, именно эта норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства[4]. Часть 2 статьи 9 гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст-
венности». Рассматриваемая норма имеет чрезвычайное, специфически конституционное значение, поскольку, впервые с 1917 г. признается существование различных форм собственности, восстанавливается право частной собственности на землю, а также другие природные ресурсы. Отношения собственности на землю отдельно регулируются ст.36 Конституции РФ. В ней закреплено право граждан и их объединений иметь в ча- * стной собственности землю - основное средство производства. Вторая часть этой статьи провозглашает конституционный принцип свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами. При этом Конституция РФ ограничивает данный принцип следующим положением: «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
[1] См.: Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2005. С.29 и след. [2] См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под. ред. В.Д. Пере- валова. С. 169. [3] См.: Круглов В.В. Конституция РФ и проблемы правового обеспечения охраны окружающей среды в промышленности // Рос. юридический журнал. 2003. №4. С.43. [4] См.: Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М., 2003. С.153.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/451773.html |
|