Быстрый переход к готовым работам
|
Судебный контроль за производством обыска: проблемы эффективности и обеспечения прав участниковСудебный контроль, как правильно отмечает И.Л. Петрухин, - одно из важнейших достижений судебной реформы, призванное обеспечить гораздо более высокий уровень законности и зашиты прав граждан на дознании и предварительном следствии, — свидетельство становления сильной и независимой судебной власти[1]. Вопреки этому некоторые процессуалисты считают, что функция судебного контроля несовместима с ролью суда в правовом государстве и ведет к смешению функций обвинения и разрешения уголовного дела[2]. Другие подвергают сомнению требование УПК о необходимости получения разрешения суда на производство отдельных следственных действий[3]. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу (она увела бы нас в сторону от рассматриваемой проблемы), отметим, что в основу Конституции РФ и УПК РФ положены общепризнанные нормы и принципы международного права, учитывая которые, судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц, ведущих предварительное расследование, выступает эффективной гарантией своевременного пресечения возможных нарушений гарантированных законом прав и свобод граждан. Сама идея судебного контроля и его необходимость для российского уголовного процесса не должна вызывать сомнений. Однако есть основания говорить о несовершенстве процессуальной регламентации судебного контроля в досудебном производстве, что отмечено рядом ученых-процессуалистов и практических работников[4]. Применительно к производству обыска прежде всего спорен вопрос о видах обысков, требующих судебного разрешения. Ч. 2 ст. 29 УПК содержит перечень следственных и иных процессуальных действий, для производства которых органам предварительного расследования необходимо судебное решение. Пункты 5 и 6 части 2 статьи 29 требуют от следователя получения судебного решения о производстве обыска и (или) выемки в жилище, а также о производстве личного обыска. Но только ли в этих случаях необходимо судебное решение? Отметим, что Конституционный Суд РФ своими решениями фактически расширил предмет судебного контроля, включив в него решения о производстве обыска в банках и иных кредитных учреждениях[5], обыска или выемки предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну[6], обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования[7]. Федеральный закон № 87 от 5 июня 2007 г. расширил перечень случаев, когда необходимо разрешение суда на проведение выемки документов, содержащих охраняемую законом тайну. Вместе с тем нельзя не отметить, что действующая редакция ст. 182 УПК при проведении обыска предусматривает гораздо меньшие, нежели при выемке, правовые гарантии обеспечения законности и обоснованности изъятия предметов (документов), содержащих охраняемую законом тайну. Исходя из ст. 182 УПК, следователь имеет возможность получить необходимые для установления обстоятельств дела секретные сведения более простым путем, нежели при выемке, требующей для этого разрешения суда, а именно посредством проведения обыска в служебных и производственных помещениях, офисах без получения на то судебного решения, которое для обыска в этих объектах по закону не требуется. Отмеченное выше изменение закона, распространившее необходимость получения разрешения суда только на выемку, с точки зрения соблюдения прав и законных интересов граждан, учреждений и организаций всех форм собственности представляется недостаточным. Следует учесть, что в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г № 10-0 отмечено, что «требование о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, только на основании судебного решения, обусловлено не особенностями проводимого в этих целях следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации»[8]. Данная правовая позиция высшего судебного органа указывает на необходимость получения судебного решения и на производства обыска в целях изъятия предметов (документов), содержащих охраняемую законом тайну вне зависимости от специфики обыскиваемого объекта. Это законоположение должно получить закрепление в действующем УПК. Поэтому необходимо изложить п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК следующим образом: «7) о производстве обыска и (или) выемки в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну». Также и ч.З ст. 182 УПК следует изложить следующим образом: «3. Обыск в жилище, а также в ином месте в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса». Предложенные изменения закона не требуют конкретизации отдельных видов тайн. Поэтому выделение законодателем государственной тайны, а так- ’Юпределение Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. № 10-0 «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «Эра» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2005. - № 3.
же сведений, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организация (которые относятся к банковской тайне), является излишним. К тому же законотворческий процесс не стоит на месте, и предусмотреть в УПК все виды охраняемых законом тайн невозможно. Отметим вместе с тем неоднозначное отношение практических работников к этой проблеме. 90 опрошенных (45%) поддерживают такое предложение, полагая, что оно будет служить дополнительной гарантией законности и обоснованности производства обыска, однако 110 человек (55%) считают, что это приведет к необоснованному затягиванию процесса расследования. Понятно, что отрицательное отношение следователей к данному предложению, продиктовано стремлением упростить свою работу и непониманием опасности чрезмерно широкого вмешательства в сферу частной жизни граждан. Приняв решение о необходимости проведения обыска, следователь, согласно закону, выносит соответствующее постановление (ч. 2 ст. 182 УПК). Обыск в жилище производится на основании судебного решения, истребованного следователем в порядке ст. 165 УПК (ч. 3 ст. 182 УПК). В связи с этим необходим анализ постановления следователя, содержащим его ходатайство о даче судом разрешения на производство обыска. Излагая, помимо обычной вводной части, описательномотивировочную часть постановления, следователь должен привести: 1) краткое описание расследуемого события, 2) фактические основания производства обыска. Необходимо указать здесь на источник полученных сведений и их краткое содержание. Примером четко сформулированных следователем фактических оснований производства обыска по делу об убийстве гр. М. является запись: «...в ходе расследования настоящего дела в прокуратуру района поступил ответ от оператора сотовой связи, согласно которому установлено, что сотовым телефоном потерпевшего М. пользуется гр-ка Л., проживающая по адресу...»[9] Анализ практики проведения обысков, к сожалению, показал, что лишь в 223 случаях из 368 (61,9%) в постановлениях указывались фактические основания производства обыска. В остальных случаях следователи ограничивались общими фразами, например, «у следствия есть основания полагать, что...» Опрос следователей выявил их разное отношение к рассматриваемой проблеме: 130 из 200 опрошенных (65%) полагают, что ходатайство о производстве обыска необходимо обосновывать ссылками на имеющиеся в уголовном деле доказательства для оценки принятого решения. Вместе с тем, 70 из 200 опрошенных (35%) считают, что это недопустимо, так как может повлечь разглашение тайны предварительного следствия[10]. Как это вытекает из смысла ст. 182 УПК, в постановлении должна также указываться цель производства обыска. Поскольку к моменту принятия решения о производстве обыска следователю могут бьггь неизвестны точное количество и признаки искомых предметов, в постановлении не требуется их детальное описание. Однако, чтобы обыск был обоснованным, представляется необходимым указать, по крайней мере, общие сведения об искомых предметах (например, «сотовый телефон «Нокиа» черного цвета, похищенный у потерпевшего»; «предмет, похожий на пистолет, под угрозой которого было совершено хищение денежных средств у потерпевшего» и та). Как правило, в постановлениях о производстве обыска указывается цель следственного действия, то есть отыскание искомого. Однако с сожалением следует констатировать, что следователи недостаточно конкретизируют цели обыска. В 205 случаях из 368 (55,7%) цели обыска были сформулированы общим образом, то есть процитировано положение закона (ч. 1 ст. 182 УПК).
[1]Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Часть II. - М.:'ГК «Велби», 2005. - С. 50. [2] Свиридов М.К. Соотношение функций разрешения уголовных дел и судебного контроля в деятельности суда // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / Под ред. Ю.К. Якимовича. - Томск, 2001. Вып. 7. - С. 5-6. %Кальницкий В. В. «Санкционирование» и проверка судом законности следственных действий в ходе досудебного производства неэффективны / В.В. Кальницкии // Уголовное право. — 2004. - № 1. 9'Курченко В.Н. Судебный контроль за производством отдельных следственныхдействий // Уголовный процесс. - 2007. - № 3. - С. 43-50; Быков В.М. Судебный контроль за предварительным следствием // Уголовный процесс. — 2007. — № 1. - С. 35—38; Измайлов И.В. Судебный контроль при производстве следственныхдействий без судебного решения // Уголовный процесс. - 2005. - № 5. - С. 33-36; и др. ^Определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. № 10-0 «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «Эра» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2005. - №3. ’’Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. №54-0 «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «АрисгаЛюКС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7,75 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. —15.05.2006. - № 20. — Ст. 2212. ^Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-0 «По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 31.01.2006. — № 18. [10]Суды также требуют от следователей указывать в ходатайстве о производстве обыска «...уже установленные конкретные обстоятельства дела, на основе которых делается вывод о необходимости производства следственного действия и наличия к этому законных оснований». См.: Информационно-методическое письмо о подготовке и направлении в суд в порядке ст. 165 УПК РФ ходатайств о производстве следственных действий и уведомлений о их проведении (утверждено 17.05.2006 председателем Архангельского областного суда, 18.05.2006 прокурором Архангельской области). URL: http://www. arhcourt.ru/7Documents/Crm/Gen/2006.html (дата обращения - 14.04.2009).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/452305.html |
|