У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БИОЦЕНОЗЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Исходя из цели, гипотезы и задач исследования нами было про­анализировано состояние изучаемой проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений. На констатирующем этапе исследования решались следующие задачи:

а) выявление представлений у детей 5-6 лет о растениях и жи­вотных луга, о связях и зависимостях между ними в преде­лах одного биоценоза, понимания л via как сообщества рас­тений и животных;

б) определение уровня сформированности представлений о биоценозе луга у детей старшего дошкольного возраста.

Констатириюший эксперимент, включал несколько этапов и проводился в 6-ти группах (3-х контрольных и 3-х эксперименталь­ных). В нем участвовало 79 детей 5-6 лет.

Методика констатирующего эксперимента.

На, первом, этапе эксперимента изучались представления детей о растениях и животных луга, особенностях их приспособленности к жизни именно в данном биоценозе с использованием методов, включающих разнообразные задания.

Проводились индивидуальные беседы, с детьми по следующим вопросам:

  •  Что такое луг?
  •  Кто живет на лугу?
  •  Какие растения растут на лугу?
  •  Как можно назвать их одним словом?
  •  Могут ли они расти в лесу? В воде? Почему?

Такие же вопросы задавали детям и относительно животных луга. Индивидуальные беседы с детьми показали, что большая часть детей (41 из 79) связывают луг с местом, где растет много травы, цветов, где можно загорать, где косят сено. Например: “Луг — это поляна, где гуляют, играют в прятки, где много травы”, — предположила Катя М. (5 л. 6м.), “Луг — это где растет травка, цветы”, — опре­делила Аля К (5 л. 1 м.), “Лужок — большое место, люди приходят туда, растут цветы”, — ответила Вика И. (5 л. 2м.).

5 детей (из 79) связывают луг с местом обитания только жи­вотных. Например: “Луг — где пасут коров и лошадей”, — ответила Ксюша X. (5 л. 3 м.), где “пасутся козы”, — добавила Юля Г. (5 л. 4 м.). “Лужок — где кузнечики, коровы пасутся, бабочки ле­тают, божьи коровки”, — определила Алина С. (6 л. 2м.). И толь­ко 9 детей представляют луг как общий дом для растений и живот­ных: “Луг — где много травы, есть кузнечики, насекомые, червяки, цветы”, — считает Настя Г. (5 л. 6м.); “Луг — место цветов, бабо­чек, травы”, - определил Игорь Д. (5 л. 4м.); “На лугу растут цветы, летают птички, солнышко светит, кузнечики стрекочут”, — рассказал Саша X. (5 л. 7 м.).

Предложение рассказать о растениях луга дети встретили с ин­тересом, охотно называли известные им растения, но среди этого перечня большинство назвали только 2-4 луговых растения, наибо­лее часто встречающиеся в рассказах и используемые в быту: мать- и-мачеха, одуванчик, ромашка, клевер. Объяснить же, почему эти растения растут на лугу, не смогли. Многие дети (39) не диффе­ренцируют растения по месту произрастания, называют и садовые и лесные вместе с луговыми. Например, Игорь Д. (5 л. 6 м.) сказал, что на лугу растут разные цветы: “мак, георгин, роза, василек”, а Инна Г. (5 л. 4 м.) к названным добавила “флоксы, золотой шар, папоротник”.

С заданием назвать животных луга справились 53 ребенка (из 79), но количество названных животных было невелико (от 3 до 5). Наряду с луговыми дети называли животных других биоценозов. Например, Катя Е. (5 л. 6 м.) считает, что на лугу живут “зайчик, лиса, стрекоза, оса”, а Юля Ф. (5 л. 4 м.) назвала “лису, воробья, козу и голубя”, Кирилл С. (5 л. 7 м.) добавил волка, лягушек и ворону. Объяснить же, почему названные ими животные живут на лугу, не могли или объясняли, не устанавливая связи между орга­низмом и средой обитания. Так, Стасик С. (5 л. 5 м.) ответил во­просом на вопрос: “А где они тогда будут жить?”. Катя С. (5 л 6 м.) рассуждала: “Бабочка не может жить без цветов, потому что ей негде будет качаться”.

На вопрос экспериментатора: “Могут ли бабочки, крот, кузне­чик жить в другом месте, например, на болоте, в лесу?” многие де­ти с легкостью соглашались признать “домом” для этих животных другие биоценозы, не связывая с потребностями живых существ в определенных факторах внешней среды. И только 11 детей (из 79) ответили отрицательно на вопрос экспериментатора, пытаясь аргу­ментировать тем, что “на болоте, в лесу сыро, холодно, им плохо там жить” (Игорь К., 5 л., 6 м., Олег С., 5 л. 7 м. и др.).

Вопрос: “Как можно назвать растения и животных луга одним словом?” у детей сложности не вызвал. Они не задумываясь отве­тили: “Луговые”. Но дополнительный вопрос экспериментатора “А чем же они отличаются, например, от лесных или болотных?” по­казал, что дети использовали обобщающее понятие “луговые”, опи­раясь на подсказку, заложенную в вопросе относительно места про­израстания и проживания обитателей луга. Как выяснилось, дети не связывают понятие “луговые” с морфофункциональными особенно­стями растений и животных данного биоценоза и их потребностями в определенных условиях жизни.

— Рисование луга и отдельных его обитателей и рассказ о нем по своему рисунку.

Предлагая нарисовать луг мы полагали, что у детей может быть сформировано это понятие в стихийном опыте. Но рисунки детей отличались ограниченным набором растений и животных луга, схе­матичностью изображения отдельных частей внешнего вида обита­телей, невыразительной окраской, что говорит об отсутствии четких и дифференцированных представлений у детей о луге.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304600.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.