Быстрый переход к готовым работам
|
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БИОЦЕНОЗЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТИсходя из цели, гипотезы и задач исследования нами было проанализировано состояние изучаемой проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений. На констатирующем этапе исследования решались следующие задачи: а) выявление представлений у детей 5-6 лет о растениях и животных луга, о связях и зависимостях между ними в пределах одного биоценоза, понимания л via как сообщества растений и животных; б) определение уровня сформированности представлений о биоценозе луга у детей старшего дошкольного возраста. Констатириюший эксперимент, включал несколько этапов и проводился в 6-ти группах (3-х контрольных и 3-х экспериментальных). В нем участвовало 79 детей 5-6 лет. Методика констатирующего эксперимента. На, первом, этапе эксперимента изучались представления детей о растениях и животных луга, особенностях их приспособленности к жизни именно в данном биоценозе с использованием методов, включающих разнообразные задания. Проводились индивидуальные беседы, с детьми по следующим вопросам:
Такие же вопросы задавали детям и относительно животных луга. Индивидуальные беседы с детьми показали, что большая часть детей (41 из 79) связывают луг с местом, где растет много травы, цветов, где можно загорать, где косят сено. Например: “Луг — это поляна, где гуляют, играют в прятки, где много травы”, — предположила Катя М. (5 л. 6м.), “Луг — это где растет травка, цветы”, — определила Аля К (5 л. 1 м.), “Лужок — большое место, люди приходят туда, растут цветы”, — ответила Вика И. (5 л. 2м.). 5 детей (из 79) связывают луг с местом обитания только животных. Например: “Луг — где пасут коров и лошадей”, — ответила Ксюша X. (5 л. 3 м.), где “пасутся козы”, — добавила Юля Г. (5 л. 4 м.). “Лужок — где кузнечики, коровы пасутся, бабочки летают, божьи коровки”, — определила Алина С. (6 л. 2м.). И только 9 детей представляют луг как общий дом для растений и животных: “Луг — где много травы, есть кузнечики, насекомые, червяки, цветы”, — считает Настя Г. (5 л. 6м.); “Луг — место цветов, бабочек, травы”, - определил Игорь Д. (5 л. 4м.); “На лугу растут цветы, летают птички, солнышко светит, кузнечики стрекочут”, — рассказал Саша X. (5 л. 7 м.). Предложение рассказать о растениях луга дети встретили с интересом, охотно называли известные им растения, но среди этого перечня большинство назвали только 2-4 луговых растения, наиболее часто встречающиеся в рассказах и используемые в быту: мать- и-мачеха, одуванчик, ромашка, клевер. Объяснить же, почему эти растения растут на лугу, не смогли. Многие дети (39) не дифференцируют растения по месту произрастания, называют и садовые и лесные вместе с луговыми. Например, Игорь Д. (5 л. 6 м.) сказал, что на лугу растут разные цветы: “мак, георгин, роза, василек”, а Инна Г. (5 л. 4 м.) к названным добавила “флоксы, золотой шар, папоротник”. С заданием назвать животных луга справились 53 ребенка (из 79), но количество названных животных было невелико (от 3 до 5). Наряду с луговыми дети называли животных других биоценозов. Например, Катя Е. (5 л. 6 м.) считает, что на лугу живут “зайчик, лиса, стрекоза, оса”, а Юля Ф. (5 л. 4 м.) назвала “лису, воробья, козу и голубя”, Кирилл С. (5 л. 7 м.) добавил волка, лягушек и ворону. Объяснить же, почему названные ими животные живут на лугу, не могли или объясняли, не устанавливая связи между организмом и средой обитания. Так, Стасик С. (5 л. 5 м.) ответил вопросом на вопрос: “А где они тогда будут жить?”. Катя С. (5 л 6 м.) рассуждала: “Бабочка не может жить без цветов, потому что ей негде будет качаться”. На вопрос экспериментатора: “Могут ли бабочки, крот, кузнечик жить в другом месте, например, на болоте, в лесу?” многие дети с легкостью соглашались признать “домом” для этих животных другие биоценозы, не связывая с потребностями живых существ в определенных факторах внешней среды. И только 11 детей (из 79) ответили отрицательно на вопрос экспериментатора, пытаясь аргументировать тем, что “на болоте, в лесу сыро, холодно, им плохо там жить” (Игорь К., 5 л., 6 м., Олег С., 5 л. 7 м. и др.). Вопрос: “Как можно назвать растения и животных луга одним словом?” у детей сложности не вызвал. Они не задумываясь ответили: “Луговые”. Но дополнительный вопрос экспериментатора “А чем же они отличаются, например, от лесных или болотных?” показал, что дети использовали обобщающее понятие “луговые”, опираясь на подсказку, заложенную в вопросе относительно места произрастания и проживания обитателей луга. Как выяснилось, дети не связывают понятие “луговые” с морфофункциональными особенностями растений и животных данного биоценоза и их потребностями в определенных условиях жизни. — Рисование луга и отдельных его обитателей и рассказ о нем по своему рисунку. Предлагая нарисовать луг мы полагали, что у детей может быть сформировано это понятие в стихийном опыте. Но рисунки детей отличались ограниченным набором растений и животных луга, схематичностью изображения отдельных частей внешнего вида обитателей, невыразительной окраской, что говорит об отсутствии четких и дифференцированных представлений у детей о луге.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304600.html |
|