Быстрый переход к готовым работам
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИ-РОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕИсходя из цели, задач исследования, анализа научного понятия “биоценоз” и закономерностей его функционирования, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу для определения сущности представлений и особенностей их развития в дошкольном возрасте. Нас интересовало формирование представлений как чувственной основы элементарных научных понятий, которые складываются у детей не только в процессе чувственного, но и логического Познания. Диалектика чувственного и логического включает представление как звено перехода от конкретного к абстрактному. Представление, таким образом, можно рассматривать как итог чувственного познания мира и ступень перехода от ощущений к мысли. Отечественными физиологами убедительно доказано, что “...корни мысли у ребенка лежат в чувствовании, ... что все данные для превращения ощущения в мысль лежат в основных факторах развития мысли: воздействиях внешнего мира на нервно-психическую организацию. Результатом этих изменений должна явиться мысль со всем разнообразием ее объектов, ее переходов от конкретного к абстрактному и от общего к частному...” [187]. Представления возникающие на основе непосредственного отражения мира, составляют основной, исходный фонд чувственных знаний личности. Эти представления сохраняются в памяти и необходимы для узнавания, ориентировки в окружающей действительности. “...Как будто человек, пройдя первоначальную школу знакомства с внешним миром переносит изученные им здесь предметные связи, зависимости и отношения на новые объекты, несмотря на то, что на своем настоящем месте они (т.е. эти связи и отношения) всегда имеют в глазах человека смысл реальностей, а в перенесении получают смысл только условный или фигуральный” [142]. Но представления могут быть вызваны также чтением книг, просмотром кинофильмов, напоминанием об объекте и т.п. в случае, если ребенок с чем-то подобным сталкивался в реальной окружающей обстановке. Классификация представлений в психологической литературе достаточно разнообразна (Л.А.Венгер, В.В.Зеньковский, А.А.Люблинская, А.М.Монич, Д.Ф.Петяева, Ж.Пиаже, М.М.Харшани и др.). В зависимости от особенностей предмета ученые выделяют представления визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, выражающие абстрактные понятия. В соответствии с двумя основными формами существования материи психологами выделяются представления о пространстве и времени, а также репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие), которые могут быть статическими, кинетическими и преобразующими. Как утверждают ученые, все виды представлений начинают складываться в дошкольном детстве и развиваются в процессе дальнейшего освоения детьми окружающего мира. Поскольку знания о мире природы отличаются по степени обобщения мы рассмотрели и такие виды представлений как единичные, обобщенные и схематизированные. В основе единичных лежат отдельные знания о конкретных предметах, их связях с окружающим. Обобщенные представления складываются на основе обогащения единичных и включают существенные признаки группы сходных объектов или предметов. Поэтому в содержание знаний детей необходимо включать знания не только об отдельных предметах и явлениях, но и группах предметов и их совокупности на более обобщенном уровне (обобщенные представления и понятия). Современная наука во все большей степени выражает результаты познания мира в графических моделях, схемах, рисунках, которые носят характер ^схематизированных представлений. При формировании представлений у дошкольников следует учитывать их характерные особенности, они: — являются отражением предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом опыте и в данный момент не действуют; — носят наглядный характер; — отличаются изменчивостью. Представления по полноте и характеру отражения объективной действительности занимают как бы промежуточное место между ощущением и восприятием, с одной стороны, и понятиями — с другой. Нет ни одного представления, которое не было бы в той или другой своей части раньше восприятием. Переход от ощущения к восприятию и от них к представлению прослеживается в фило- и онтогенезе и постоянно повторяется в процессе чувственного познания. Это закономерное углубление знаний о мире. Поэтому, как указывают ученые, точность и полнота восприятия детьми предметов и явлений, выделение наиболее существенного и характерного в них зависит от организации процесса восприятия. Чем слабее сила воздействия, тем беднее запас представлений. Отечественными психологами рассматривается развитие детского восприятия как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и свойств. Они указывают на активность и избирательность процесса восприятия. Хотя восприятие и является отражением свойств предметов, непосредственно воздействующих на рецепторы, оно оказывается опосредованным определенными формами прошлого опыта. Детям дошкольного и младшего школьного возраста свойственна фрагментарность восприятия, выражающаяся в том, что при ознакомлении с объектом воспринимаются отдельные его свойства, признаки, чем-то привлекшие их внимание. С возрастом объем восприятия расширяется, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы. Это учитывалось нами при выборе количества объектов, с которыми мы знакомили детей на лугу. По мысли ученых, восприятие ребенком окружающего мира зависит от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от эмоционального состояния. “...Отражение человеком мира осуществляется с той специфической индивидуально неповторимой позиции, которую он занимает в этом мире...” [18, с. 3]. В этом сущность субъективности представлений, индивидуальные различия в представлениях детей об одних и тех же предметах и явлениях. Полной идентичности в мире образов-представлений не существует, как утверждают психологи, и не следует к этому стремиться, но при наличии неправильных, ненаучных представлений, их нужно целенаправленно изменять. Образ предмета внешнего мира как результат очень быстрого схватывания в процессе восприятия каких-то отдельных особенностей объекта — всегда расплывчатый, лишенный деталей. Этим объясняется важность глубокого анализа объекта в процессе его восприятия и дальнейшей его фиксации в форме единичных, а затем и обобщенных представлений. В этом случае индивидуальные признаки отдельных предметов и явлений стираются, и представление, теряя свою наглядно-чувственную основу, превращается в понятие, которым дети могут оперировать в процессе дальнейшего познания. Представления и понятия составляют общую в своем единстве картину мира. Сущность представлений состоит в том, что они — обобщенный образ действительности, сохраняющий важные для особи и личности особенности окружающего мира. Представления — исходные данные для оперирования в сознании “слепками” действительности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304600.html |
|