Быстрый переход к готовым работам
|
БИОЦЕНОЗ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СО-ВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИВ связи с целью исследования нами был предпринят анализ научного содержания понятия “биоценоз”, выделены наиболее существенные компоненты экосистемы, ее основные структурные элементы. Содержание и направление этого анализа определялись с позиции вычленения доступного для трансформации дошкольникам объема знаний о биоценозе. Понятие “биоценоз” как группировка совместно обитающих и взаимно связанных организмов было введено К.Мебиусом в 1877 г. Экологический словарь [17] определяет биоценоз как “биологическую систему, представляющую собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный биотоп”. Большой энциклопедический словарь рассматривает биоценоз как “совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды”. Живые организмы вместе с факторами внешней среды составляют биогеоценоз (схема 1 на стр. 1S). Изучение естественно-научной литературы показало, что учеными допускались различные трактовки в определении понятия “биоценоз”. Например, Ф.Клементс и его последователи рассматривали биотическое сообщество как организм высшего порядка, “суперорганизм”, а Л.Г.Раменский, Г.Глизон и др. отрицали объективные основания для концепции биоценоза. Однако все ученые подчеркивали важность изучения биоценозов для понимания функционирования экосистемы в целом, так как каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями и, в конечном счете, не может существовать без этого живого окружения. Таким образом, понятие “биоценоз” сыграло важную роль в становлении системной концепции в экологии, сосредотачивая внимание исследователей на взаимоотношении между видами и возникающими вследствие этого целостными свойствами биологических сообществ.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304600.html |
|