Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические основы целостного педагогического процесса в нормативно формирующей и гуманистической парадигмахЦелостный педагогический процесс рассматривается нами как третий уровень структурно-иерархической модели педагогической системы образовательного учреждения. Целостный педагогический процесс является В отечественной педагогической науке проблемы педагогического процесса как целостной системы стали подробно разрабатываться Н.Ф. Каптеревым. В работе «Педагогический процесс» им отмечается необходимость правильного соотношения образования и воспитания в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Ученый использует термины «педагогический процесс» и «образовательный процесс» как синонимы [269]. В 20-е годы XX века в статьях П.П. Блонского, А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, М.М. Рубинштейна, А.С. Макаренко развиваются вопросы, связанные с педагогическим процессом. В этот период педагогический процесс чаще ассоциируется с воспитанием. Так, А.С. Макаренко писал: «... решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса» [352. Т.5. С. 283]. В педагогической энциклопедии 1927 года педагогический процесс рассматривается как «организованное воспитание, соотнесенное с возрастом, эпохой и типом воспитательной организации» [263. С. 501-514]. Позднее М.А. Данилов вводит понятие «целостный педагогический процесс». В 70 - 80-е годы в отечественной педагогике существует традиция разделения педагогического процесса на две взаимосвязанные части: обучение и воспитание, термин «учебно-воспитательный процесс» используется как синоним «целостного педагогического процесса». В этот период разработка теории целостного педагогического процесса представлена в трудах Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, А.И. Мищенко, Ю.П. Сокольникова на основе системноструктурного подхода.
Хотя авторы перечисленных работ по-разному подходят к выявлению основной структурной единицы педагогического процесса, его сущности, объединяют эти работы основные методологические постулаты: - деятельностный подход в исследовании личности и ее развития; - социоцентрический, нормативно-формирующий подход к определению целей и содержания воспитания и целостного педагогического процесса. Развитие теории целостного педагогического процесса опирается на представления о воспитании, рассматриваемом с двух точек зрения: 1) Воспитание рассматривается в широком смысле слова как приобщение к социальному опыту во всех его формах. 2) Воспитание в узком смысле слова рассматривается сквозь призму педагогической деятельности. Сущность воспитания в узком смысле слова раскрывается по-разному, в зависимости от представлений о позиции ребенка в этом процессе. Первое направление основано на постулатах об определяющей роли учителя в педагогическом процессе и о ребенке как на объекте воспитания. В этом случае важнейшими факторами в воспитании рассматриваются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения понятия «воспитание»: «Воспитание - это целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества» (Н.Е. Ковалев, 1975). «Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» (Ю.К. Бабанский, 1989). «Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (А.В. Петровский, 1990). «Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» (А.В. Мудрик, 1995). Этот взгляд на воспитание как «управление», «влияние», «воздействие», формирующие личность, соотносится с социоцентрическим подходом, при котором цель развития личности рассматривается как «социализация с позиций максимальной общественной полезности», цель воспитания - гармонично и всесторонне развитая личность в соответствии с внешне заданными нормативами. Цель всестороннего развития личности, осуществляющаяся в массовом масштабе, диктует необходимость воспитания «внешнего» человека и игнорирование человека «внутреннего» (Б.Т. Лихачев). Поэтому и методы воспитания в основном направлены на внешнее влияние на человека, а не стимулирование его саморазвития. Рассмотрим ряд классификаций методов воспитания в нормативно-формирующей парадигме, когда метод воспитания в основном рассматривается как способ воздействия на ребенка. Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждения, упражнения; поощрения и наказания.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298938.html |
|