Быстрый переход к готовым работам
|
Методологические подходы к исследованию образовательного учреждения как педагогической системыВ научных исследованиях термин «педагогическая система» встречается многократно для характеристики различных феноменов педагогической действительности. Б.П. Битинас под термином «педагогическая система» рассматривает теоретическую модель объекта педагогической действительности, которая отражает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных элементов: субъекты педагогического процесса, его цель, содержание, способы характеризующие пути достижения цели [122]. При этом воспитание и воспитательный процесс также рассматриваются как педагогические системы. В исследовании В.П. Беспалько [115; 116] «педагогическая система» рассматривается как взаимосвязанная совокупность таких инвариантных элементов, как: учащиеся, цели воспитания (общие и частные), содержание воспитания, процессы воспитания (собственно воспитание и обучение), учителя, организационные формы воспитательной работы. Б.С. Гершунский [185] отмечает, что наиболее целесообразно апеллировать к широкому понятию «педагогическая система» для общей характеристики и критериальности теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической управленческой деятельности на уровне всего социума. Только в этом случае понятию «педагогическая система» может быть придан достойный этого глобального понятия не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл. Ученый считает, что педагогическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов и средств и организационных форм обучения) воспитания и развития учащихся, характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных социальных условиях. Цели, отмечает автор, задаются ценностными ориентациями общества (культурой, менталитетом). Педагогическая система как совокупность элементов, как модель может отражать разные явления педагогической действительности: «педагогическое взаимодействие», «урок», «педагогическую деятельность», «систему образования», «образовательное учреждение», «целостный педагогический процесс». Исследователи наследия выдающихся педагогов под термином «педагогическая система» представляют прежде всего комплекс ведущих идей, отражающих взгляды ученых. Н.В. Кузьмина, рассматривая педагогическую деятельность как педагогическую систему отмечает, что ее рождение связано с педагогической целью, которая отражает потребность общества в воспитании. Педагогическая система может возникнуть, когда найдены способы достижения целей, найдены средства, формы методы педагогического воздействия (или средства педагогической коммуникации) на данный контингент учащихся, позволяющие в отношении их реализовать цели, стоящие перед данной педагогической системой [311. С. 16]. Как динамическая педагогическая система чаще всего исследуется целостный педагогический процесс или учебно-воспитательный процесс в большинстве исследований и учебных пособий по педагогике [95; 201; 335; 375; 417; 418; 419; 420; 434; 500; 505]. Система образования страны может рассматриваться как наиболее общая педагогическая система, и все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции, также рассматриваются как педагогические системы, являющиеся подсистемами системы образования [355; 505]. При этом к различным видам педагогических систем относятся
разные учебно-воспитательные и образовательные учреждения, различаю- ^ щиеся по назначению, особенностям организации и функционирования. Любое образовательное учреждение создается как специальный социальный институт для решения социально значимой, определенной обществом в конкретный исторический период цели образования и воспитания подрастающего поколения. Школа является системообразующим элементом системы образования страны. В то же время в отечественной педагогической науке мы не находим определения понятия «педагогическая система образовательного учреждения». Хотя анализ структуры педагогической системы образовательного учреждения, составных ее элементов, представлен в большинстве учебных пособий по педагогике. Представление об образовательном учреждении как целостной системе развивается в трудах К.Д. Ушинского. В своей работе «Три элемента школы» великий педагог отмечает единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, подчеркивает, что от комбинации основных элементов всякой школы, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями [549. Т. 1. С. 171].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298938.html |
|