У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретическое обоснование построения модели обучения учащихся 10-11-X классов основам предпринимательства

Проведенный автором теоретический анализ проблемы обоснования обучения учащихся основам предпринимательства с позиций социально­экономической значимости, психологических, педагогических и экономиче­ских аспектов, определяет принципиальную, основополагающую основу по­строения модели обучения старшеклассников основам предпринимательства. Структурную направляющую модели составляет сам педагогический про­цесс, общие закономерности его протекания и организации.

Педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых [125, С. 162].

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие "учеб­но-воспитательный процесс". Исследования П.Ф. Каптерова, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие не отражает сложности процесса и, прежде всего, его главных отличительных черт — цело­стности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания, развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогическо­го процесса. В остальных же случаях термины "учебно-воспитательный про­цесс" и "педагогический процесс" и обозначаемые ими понятия тождественны.

Педагогический процесс не рассматривает связи с таким понятием, как "система", а его организация связана с таким понятием, как "системный под­ход". Рассмотрение педагогического процесса как системы включает в себя множество подсистем, элементов, показателей, объединенных между собой различными типами связей. Причем, система педагогического процесса не сво-
дима ни к одной из своих подсистем, какими бы структурообразующими они ни были. Большой вклад в развитие системного подхода и его реализацию по кон­кретным направлениям внесли такие отечественные ученые, как П.К. Анохин,

В.И. Садовский, А.И. Уемов, В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, В.Л. Беспалько,

Н.В. Кузьмина, Т.А. Ильина и другие. Исследования, посвященные системному походу, позволяют сделать вывод о том, что его следует рассматривать через понятие "система".

і .. ».СКЬЯ ГОСУ.І V * ,ЛСТБ Є Н НАЯ БИБЛИОТЕКА

"Система как множество взаимосвязанных компонентов (элементов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральны­ми свойствами и закономерностями" [178].

В работах И.В. Блауберга, В.И. Садовского, Э.Г. Юдина выделяются следующие признаки систем:

-   целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

-   особое единство со средой;

-          исследуемая система обычно является системой более высокого по­рядка по отношению к своим составляющим, которые в свою оче­редь, являются системами более низкого порядка [27, С. 10].

Рассматривая особенности педагогических систем, Н.В. Кузьмина [77] под педагогической системой понимает "множество взаимосвязанных струк­тур и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, обра­зования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей".

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что системный подход в педагогическом процессе позволяет выявить необходимые элементы струк­туры обучения, их взаимосвязь, целостность, единство для решения исследо­вательских задач и практических проблем.

Чтобы яснее представить педагогический процесс, протекающий в педа­гогической системе, необходимо выяснить слагаемые системы образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает подход исследо­вателя Ф.Г. Кумбоса [83]. Он в качестве основных компонентов системы об­разования считает:

 

-          цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем;

-          учеников, обучение которых — основная задача системы;

-          управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы;

-          структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами;

-          содержание — основное, что школьники должны получить от образо­вания;

-          преподавателей;

-          учебные пособия: книги, классные доски, фильмы и т.д.;

-          помещения, необходимые для учебного процесса;

-          технологию — все приемы и методы, используемые в обучении;

-          контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, каче­ство подготовки;

-          исследовательскую работу для повышения знаний усовершенствова­ния системы;

-          затраты, показатели эффективности систем [83, С.18].

Отечественный исследователь И.П. Раченко выделяет следующие ком­поненты системы отечественного образования:

-          цели и задачи, определяющие деятельность системы;

-          содержание обучения и воспитания;

-          педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания;

-          научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функциони­рование системы, непрерывное совершенствование содержания и ме­тодов организации обучения и воспитания на уровне современных требований;

-          ученики, обучение и воспитание которых - главная задача системы;

-         материально-техническое обеспечение (помещения* оборудование, техническая служба, учебные пособия и др.);

-  финансовое обеспечение системы и показатели ее эффективности;

-         условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетиче­ские и социальные);

-  организация и управление [83].

В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью и характером взаимосвязей с другими компонентами.

В целом педагогическая система, педагогический процесс, педагогиче­ская технология должны быть выстроены так, чтобы "педагогическая система" описывала основные связи и отношения, структуру и организацию объекта.

Следующим компонентом, входящим в понятие "система", выступает структура (от лат. structura) — это расположение элементов в системе. Струк­туру системы составляют выделенные по принятому критерию компоненты, а также связи между ними [125, С.163].

В соответствии со структурным подходом система включает в себя еле- дующие компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результа­тивный.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/308709.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.