Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретическое обоснование построения модели обучения учащихся 10-11-X классов основам предпринимательстваПроведенный автором теоретический анализ проблемы обоснования обучения учащихся основам предпринимательства с позиций социальноэкономической значимости, психологических, педагогических и экономических аспектов, определяет принципиальную, основополагающую основу построения модели обучения старшеклассников основам предпринимательства. Структурную направляющую модели составляет сам педагогический процесс, общие закономерности его протекания и организации. Педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых [125, С. 162]. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие "учебно-воспитательный процесс". Исследования П.Ф. Каптерова, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие не отражает сложности процесса и, прежде всего, его главных отличительных черт — целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания, развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальных же случаях термины "учебно-воспитательный процесс" и "педагогический процесс" и обозначаемые ими понятия тождественны. Педагогический процесс не рассматривает связи с таким понятием, как "система", а его организация связана с таким понятием, как "системный подход". Рассмотрение педагогического процесса как системы включает в себя множество подсистем, элементов, показателей, объединенных между собой различными типами связей. Причем, система педагогического процесса не сво- В.И. Садовский, А.И. Уемов, В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, В.Л. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.А. Ильина и другие. Исследования, посвященные системному походу, позволяют сделать вывод о том, что его следует рассматривать через понятие "система".
"Система как множество взаимосвязанных компонентов (элементов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями" [178]. В работах И.В. Блауберга, В.И. Садовского, Э.Г. Юдина выделяются следующие признаки систем: - целостный комплекс взаимосвязанных элементов; - особое единство со средой; - исследуемая система обычно является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим, которые в свою очередь, являются системами более низкого порядка [27, С. 10]. Рассматривая особенности педагогических систем, Н.В. Кузьмина [77] под педагогической системой понимает "множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей". Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что системный подход в педагогическом процессе позволяет выявить необходимые элементы структуры обучения, их взаимосвязь, целостность, единство для решения исследовательских задач и практических проблем. Чтобы яснее представить педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяснить слагаемые системы образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает подход исследователя Ф.Г. Кумбоса [83]. Он в качестве основных компонентов системы образования считает:
- цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем; - учеников, обучение которых — основная задача системы; - управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы; - структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; - содержание — основное, что школьники должны получить от образования; - преподавателей; - учебные пособия: книги, классные доски, фильмы и т.д.; - помещения, необходимые для учебного процесса; - технологию — все приемы и методы, используемые в обучении; - контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки; - исследовательскую работу для повышения знаний усовершенствования системы; - затраты, показатели эффективности систем [83, С.18]. Отечественный исследователь И.П. Раченко выделяет следующие компоненты системы отечественного образования: - цели и задачи, определяющие деятельность системы; - содержание обучения и воспитания; - педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания; - научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований; - ученики, обучение и воспитание которых - главная задача системы; - материально-техническое обеспечение (помещения* оборудование, техническая служба, учебные пособия и др.); - финансовое обеспечение системы и показатели ее эффективности; - условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные); - организация и управление [83]. В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью и характером взаимосвязей с другими компонентами. В целом педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая технология должны быть выстроены так, чтобы "педагогическая система" описывала основные связи и отношения, структуру и организацию объекта. Следующим компонентом, входящим в понятие "система", выступает структура (от лат. structura) — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию компоненты, а также связи между ними [125, С.163]. В соответствии со структурным подходом система включает в себя еле- дующие компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/308709.html |
|