Быстрый переход к готовым работам
|
Структура и содержание методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общениюВ целях эффективного развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению необходим системный подход при организации образовательного процесса. Определение системы, которое дает Энциклопедический словарь: «система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [117, с. 255]. С.И.Ожегов характеризует систему как определенный порядок в расположении и связи частей. Система - это общенаучное понятие, по мнению Василика М.А., «выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство» [121, с.32]. Под системой понимается совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, или совокупность элементов, логически связанных между собой и подчиненных решению определенной группы задач, вытекающих из общей цели [23, с.142]. Методическая система развития способности к профессиональному общению - это совокупность компонентов (целевого, содержательного, процессуального, результативного), находящихся в связях друг с другом, взаимодействие которых обеспечивает развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению при разрешении учебнокоммуникативных ситуаций. Задачей данного исследования является обоснование и проверка эффективности данной системы. Она построена на основе предложенного В.И. Земцовой функционально-деятельностного подхода [61], который дает возможность:
системно анализировать конечный результат учебнокоммуникативной деятельности и ее практическую направленность [59]. Теоретическое обоснование методической системы включает в себя выбор подхода к ее разработке, выявление закономерностей и на их основе определенных принципов. Обратимся к понятиям «закономерность» и «принцип». Слово «закономерность» производно от слова «закон» и часто отождествляются друг с другом. Но в философии понятие «закономерность» более широкое понятие, чем «закон». В педагогике «закономерность» используется в двух значениях: как статистический закон, закон-тенденция, проявление которого из-за сложности ситуации носит вероятностный характер; как недостаточно глубоко познанный и потому не имеющий четкого определения закон [182, с.26]. В.А. Сластенин рассматривает закономерность как результат совокупного действа множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения [157, с.146]. В отличие от закономерностей принципы являются гносеологическим феноменом и, не существуя в природе объективно, не имеют самостоятельного значения. Поэтому В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев утверждают, что «педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме» [там же]. Принцип - это «основная особенность, исходное положение, установка на какое-либо действие» [46,с.347]. Е.Н.Шиянов принципами обучения называет «исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности» [190, с.63]. Таким образом, закономерности как существенные, устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи педагогического процесса являются теоретической основой конструирования принципов обучения [157]. Моделирование методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению базируется на общедидактических принципах, выделенных С.И. Архангельским [6]: научности, систематичности, связи теории и практики, сознательности, единства цели и задач обучения, связи конкретного и абстрактного, прочности. Рассматривая процесс развития способности к профессиональному общению как развивающуюся систему, мы выделили устойчивые повторяющиеся связи (закономерности) и связанные с ними принципы. Одной из закономерностей является: единство характера профессионально-коммуникативной деятельности и содержания учебно-коммувикативных ситуаций для развития способности студентов к профессиональному общению. Для нашего исследования данная закономерность является ведущей. Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению должно происходить на основе и при помощи учебно-коммуникативных ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность инженера. В нашем случае учебно-коммуникативная ситуация представляет частный случай профессиональной деятельности инженера, где происходит взаимодействие общающихся. Известно, что любое взаимодействие возникает при решении какой-либо задачи. И поэтому ситуации необходимо организовывать как деятельность, состоящую из решения задач общения. Основные черты деятельности, присущие ситуации — это содержательность, эв- ристичность, иерархичность, определенная структура. С этой закономерностью связан принцип профессиональной направленности содержания учебно-коммуникативных ситуаций. Данный принцип требует конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуаций с релевантным для профессиональной деятельности инженера предметным содержанием и решением студентами инженерных задач с целью развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению. Развитие способности к профессиональному общению осуществляется согласно выделенным стадиям: мотивационная, деятельностная, рефлексивная. На первой стадии, получив теоретические знания об общении, нормах и правилах профессионального языка, у студентов появляется интерес в анализе несложных ситуаций, произошедших на предприятиях. Результатом данной стадии Является убежденность в важности профессионального общения для инженера. На второй стадии, являясь основной, студент учится планировать, организовывать свои коммуникативные действия, достигать планируемого результата при разрешении ситуаций, предлагая пути их разрешения и аргументируя точку зрения. На заключительной стадии студенты включаются в активную коммуникативную деятельность, разыгрывая ситуации по ролям и самостоятельно разрешая сложные инженерные задачи. Переход от одной стадии к другой отличается приращением к усвоенным студентом знаний, умений и включенным в целостную структуру способности к профессиональному общению. Из этой закономерности вытекает принцип стадиальности развития способности к профессиональному общению.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316246.html |
|