Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности профессионального общения в деятельности инженераС целью выявления особенностей профессионального общения в деятельности инженера обратимся к понятиям «инженер», «профессионально важные качества инженера». Сегодня инженерное образование ориентирует процесс подготовки специалистов широкопрофильной деятельности. В то же время современное инженерное образование необходимо рассматривать как основу усиления нравственных начал в технической деятельности, развития гуманитарного потенциала инженера. Словарь иностранных слов дает следующее определение понятию «инженер» - это специалист в какой-либо области техники с высшим техническим образованием [160, с.236]. Понятие «инженер» несёт в себе квалификационные требования к достаточно широкому кругу профессий, подготовка по которым осуществляется по программам инженерного образования. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, деятельность «инженера» относится к типу «человек-техника». Современный инженер - эго специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства. Конкретные формы труда инженера и профессиональные требования его деятельности зависят от того, к какой профессиональной группе он принадлежит: 1) инженер-конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и пр.); 2) инженер-технолог (разрабатывает сам процесс обработки изделия или продукта); 3) инженер-экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов); 4) инженер-организатор труда (административно-хозяйственная деятельность). Своеобразие деятельности инженера в сравнении с другими видами человеческой практики заключается в изобретательстве, конструировании, проектировании, создании систем, преобразующих материалы, энергию, информацию в более полезную форму. Инженерная деятельность - это деятельность по интеллектуальному обеспечению процессов создания искусственных систем в соответствии с социотехническими потребностями общества [191]. В научной литературе одним из наиболее распространенных подходов к теоретическому анализу инженерной деятельности является описание системы профессионально важных качеств специалиста, которыми должен владеть инженер для выполнения различных видов профессиональной деятельности. Анализ содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации подготовки инженеров по специальности 650900, 654500 [38, 39, 40] позволил выделить следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, исследовательской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, ор- ганизационно-управленческой. В целях определения профессионально важных качеств инженера обратимся к профессиограмме инженера. Согласно определениям А.К. Марковой, В.А. Толочека, профессиограмма - это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять [103, 169]. В контексте профессиографии профессионально важные качества (ПВК) рассматриваются некоторыми специалистами[12, 21, 169] как компоненты профессиональной пригодности. Профессионально важными качествами В.Д. Шадриков называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее овладения» [180, с.68]. В профессиограмме «инженер» Е.С. Романова [147] разделяет профессионально важные качества, обеспечивающие успешность выполнения инженерной деятельности на личностные качества инженера: повышенный интерес к технике, методичность, рациональность, самостоятельность, наблюдательность, изобретательность, и на способности: технические способности, математические способности, способность принимать и внедрять новое на практике, способность воспринимать, сопоставлять и анализировать большое количество информации, способность эффективно проводить деловое общение. Инженер, выполняя и координируя основные функции профессиональной деятельности, осуществляет их в непосредственном контакте с сотрудниками трудового коллектива. Роль коллективной формы труда отражается в личностных качествах, связанных с профессиональным общением и взаимодействием. Под профессионально важными качествами инженера будем понимать такие личностные качества инженера, которые влияют на эффективность профессионального общения для успешного решения профессиональных задач.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316246.html |
|