Быстрый переход к готовым работам
|
Специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителейФеномен искусства неотъемлемо связан с необходимостью человека в самовыражении духовного содержания, в принятии высшего назначения своего человеческого «Я». Музыке принадлежит особое место среди искусств, утвердивших в европейской культуре смысл художественного произведения как духовно значимого содержания, выстроенного особым образом. Музыка, как искусство, отличающееся высокой степенью обобщённости своего языка, особенными художественно-выразительными средствами, представляется единством её создания, исполнения и восприятия, которые проходили в своём историческом развитии различные этапы. Менялась и роль музыканта. Так, в Древней Греции музыка не была самостоятельным искусством - она являлась частью театральных представлений, на протяжении многих веков обслуживая конкретные повседневные потребности общества, сопровождая торжественные придворные церемонии и церковные службы, домашние развлечения, застолья, танцы, охоту, а её автор (композитор) являлся исполнителем [149]. В эпоху Ренессанса, характерной чертой которого было возвышение значения личности человека, его оригинальности, музыка осознаётся, как нечто фиксируемое в определённой форме, переживающее своего создателя. В трактате немецкого теоретика Н. Листениуса (1530-е годы) дифференцируется три вида музыкальной деятельности, три «музыки»: теоретическая (общие теоретические знания о музыке); практическая (её исполнение); поэтическая (её сочинение) [154]. Примерно с этого времени сочинение музыки начинает рассматриваться как профессиональная деятельность, а слово «композитор» становится наименованием профессии. Постепенно складывается представление о музыкальном произведении как о продукте индивидуального композиторского творчества, об авторстве. С помощью уточнявшейся нотации композитор мог полнее и точнее фиксировать свою музыку, утверждая своё авторство, что приводило к отчуждению произведения, которое становилось общедоступным, от его создателя. Оно подвергалось изменениям и переделкам, оказываясь в руках исполнителя, что привело к переосмыслению значения слов «исполнение» и «исполнитель», появлению нового понятия «интерпретация» и потребовало от музыкантов-исполнителей наличия новых способностей [154]. Таким образом, развитие музыки как искусства, его инструментария выдвинуло на первый план фигуру музыканта-исполнителя и увеличило значение его деятельности. В XVII веке в обществе всё больше начинает распространяться прикладная музыка (ратная, сигнальная, государственноцеремониальная) и появляется необходимость в обученных музыкантах- исполнителях. В России духовенство оказало влияние на развитие музыкального образования народной ориентации, в котором явно выявлялось три основные разновидности: языческая, народно-православная и скоморошья [128]. Обратимся к понятию - «музыкант-исполнитель». В научной литературе мы находим следующие определения музыканта- исполнителя: «музыкант - лицо, профессионально занимающееся каким-либо родом музыкальной деятельности (композитор, дирижёр, скрипач, певец, историк музыки и т.п.); в обычном, более узком понимании - «человек, играющий на каком-либо инструменте» [186], «музыкант-исполнитель - это человек, исполняющий написанное другими и овладевающий искусством интерпретации через освоение известных способов» [124, 33]. На наш взгляд, такое понимание полностью не отражает всех задач музыканта-исполнителя. Музыка, являясь искусством временным, представляет действительность в звуковых художественных образах, содержание которых фиксируется композитором нотными обозначениями. Задача музыканта-исполнителя, как отмечают исследователи, состоит в том, чтобы «расшифровать» (декодировать) музыкальную информацию, «перевести» этот содержательный ряд в систему невербальных коммуникативных приёмов исполнительской техники и реализовать его в сценической интерпретации [153, 37]. В то же время музыкальное произведение «предполагает не просто «перевод» его в звуковременную форму, а всякий раз перевоссоздание последней, т.е. исполнение» [161]. Музыка, созданная композитором, рождается каждый раз заново в её различных трактовках. Реальное звучание нуждается в музыканте-исполнителе, который, обращаясь к произведению и трактуя его смысл, продлевает его жизнь, сохраняя в системе художественных ценностей. Что позволяет музыканту-исполнителю давать своё истолкование, прочтение данного произведения? Неоднозначность текста, содержания произведения. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов отмечает, что исполнитель, прежде всего, творец, вызывающий к жизни музыку, которая, просто записанная в нотах, мертва [123, 116]. Создавая личный замысел, музыкант-исполнитель использует не только мысль автора, но и логику развития содержания музыкального произведения. Таким образом, «музыкант-исполнитель - лицо, использующее, интерпретирующее информацию, которую содержит музыкальное произведение. Он - важнейшее посредствующее звено в сложном информационно-художественном процессе - от автора к слушателю» [122,18]. Итак, убеждаемся, что музыкант-исполнитель выступает в разных ролях, выполняя разные функции, имеющие посреднический характер. Поясним это. Передавая образ от автора к слушателю, музыкант-исполнитель является «связующим звеном» между произведением культуры и аудиторией, «проводником» между информацией - знанием, организатором коммуникативного пространства. Таким образом, музыкант-исполнитель, являясь посредником, не просто несёт культурную информацию, но и привносит в неё своё видение, ценностные ориентиры, в конечном итоге оказывая влияние на развитие своего слушателя.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313510.html |
|