Быстрый переход к готовым работам
|
Педагогический потенциал ИКТ в формировании социокультурной компетенции у студентов педвузаВозникновению информационных социальных отношений, построенных на применении информации и различных подходов к ее доступу, хранению и распределению, послужило бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники. Технические возможности ИКТ обеспечили развитие моментальной связи и интерактивного взаимодействия практически со всем миром для индивидов и между группами индивидов. Студенчество является главным потенциалом развития современного информационного общества. Именно с формированием творческих способностей молодых людей связано будущее страны. По этой причине одной из приоритетных задач современного профессионального образования признается информатизация образования, ориентированного на развитие у студентов личностных качеств и компетенций, которые необходимы для их успешной работы в современных условиях, и на формирование осознанной позиции и поведения в будущей профессиональной деятельности. Анализ литературы (Т. А. Болдова, Е. И. Дмитриева, В. А. Коломиец, Т. А. Лавина, И. В. Роберт и др.) показывает, что ИКТ - особые технологии, направленные на инициативную, самостоятельную деятельность студентов, на решение важных вопросов информатизации образования. Комплексная модернизация системы образования связана с повышением эффективности и результативности всего образовательного процесса благодаря новым возможностям информатизации образования [17, с. 3]. Основные направления информатизации образования нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3) [1]; Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) [2]; ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. 22.12.2009 № 788) [3]; Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации [4]; Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (от 1.10.2008 № 94-3) [5]; программе стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МордГПИ) «Педагогические кадры для инновационной России» на 2012-2016 гг. [6]. Перечисленные нормативноправовые документы предусматривают создание единой информационнокоммуникационной среды и внедрение в образование технологий электронного взаимодействия в форме организации интерактивного диалога. Информатизация - процесс создания оптимальных, социально- экономических и научно-технических условий для формирования и использования информационных ресурсов на основе удовлетворения информационных потребностей студентов посредством применения современных ИКТ и развитой инфраструктуры [152]. Соглашаясь с мнением Т. А. Лавиной, отметим, что одним из факторов конкурентоспособности высшей школы в условиях целенаправленно организованного процесса информатизации образования сегодня является наличие педагогических кадров и других специалистов сферы образования, способных решать весь комплекс задач, стоящих перед вузом. «Педагогические кадры - это носители идей обновления, модернизации образования на базе реализации возможностей средств ИКТ» [88]. Рассмотрим основные определения и термины в области ИКТ. Базовым понятием в нашем исследовании является информация, которую ученые (Е. А. Гончаренко, В. С. Знаменский и др.) ставят в один ряд с такими философскими категориями, как материя и энергия. Первоначально информация определялась как сведения, передаваемые людьми устно или письменно. В связи с техническим прогрессом (с середины XX в.) термин «информация» принимает облик общенаучного понятия, обозначая обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом [140]. Исследованием установлено, что в настоящее время известные ученые по-разному определяют понятие «информация». С точки зрения Н. Винера, информация есть позиционирование содержания в процессе приспособления к внешнему миру. Л. Н. Бриллюэн определяет информацию как отрицание энтропии. У К. Э. Шеннона это коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. У. Р. Эшби рассматривает информацию в качестве передачи разнообразия [82]. Соглашаясь с мнением А. В. Кирьяковой [76] и основываясь на качественном анализе определения понятия «информация», данного учеными (Е. А. Гончаренко, В. С. Знаменский и др.), предлагаем рассматривать информацию как базовую ценность нравственно-эстетических достижений человечества с позиций ее влияния на развитие личности. Технология является следующим базовым понятием нашего исследования. По мнению М. И. Маркова, она определяется как способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных, выполняющихся более или менее однозначно и имеющих целью достижение высокой эффективности, взаимосвязанных процедур и операций. Под процедурой М. И. Марков понимает набор действий по осуществлению того или иного главного процесса или его отдельного этапа, который выражает суть конкретной технологии. Операцией он называет непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры. Другими словами, процедура и операция есть «однородные логические неделимые части конкретного процесса» [101]. По Е. Н. Смирнову, технология - это «совокупность и последовательность процессов и методов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с определенными заданными параметрами» [138]. В исследовании определено, что любая научно и практически обоснованная технология или технологический процесс, характеризующийся поэтапным и координированным выполнением взаимосвязанных действий и однородностью выполнения процедур и операций, включенных в технологию, является важным условием достижения поставленной цели и результатов. В педагогической науке сегодня широко используется понятие «технология». Педагогическая технология определяется учеными как комплексное описание формирования личности студента, включающее содержание обучения, организационные формы и дидактические процессы (В. П. Беспалько); процесс достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); модель учебного процесса с совместной педагогической деятельностью по ее проектированию, организации и проведению (В. М. Монахов); совокупность средств, используемых для достижения педагогических целей, и порядок их функционирования (М. В. Кларин) и др. [170, с. 20]. У В. А. Сластенина под педагогической технологией подразумевается упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, которые инструментально обеспечивают достижение результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [135]. Три аспекта в понятии «педагогическая технология» выделяет К. Г. Селевко: научный, процессуально-описательный, процессуально действенный. По его мнению, педагогическая технология функционирует как в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, так и в качестве реального процесса обучения с применением системы способов, принципов и регуляторов [129]. Как отмечает И. Ф. Исаев, существует определенный разрыв между теорией и практикой, где промежуточным звеном является педагогическая технология, позволяющая действительно связать теорию и практику [69]. В исследовании принимается точка зрения Т. Н. Тихонова, который рассматривает педагогическую технологию как способ реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей с помощью системы форм и методов обучения [150]. В современной научно-педашгической литературе рассматриваются различные виды педагогических технологий: программированные, информсщионно-коммуникщионнъге, диалоговые, задачные, игровые, тренинговые, личностно-ориентированные и тд. Считается, что любая педагогическая технология является информационной. Так, Д. Ш. Матрос указывает, что педагогическая технология предна- значена для переработки и передачи информации, необходимой для усвоения учащимися [102]. Он также отмечает, что «говорить об ИКТ можно только в том случае, если: 1) они удовлетворяют основным принципам педагогической технологии (первоначальное проектирование, систематическое воспроизведение, целостное использование); 2) они решают задачи, которые ранее в дидактике не были решены ни теоретически, ни практически; 3) они являются средством подготовки и предоставления информации обучаемому» [102].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313509.html |
|