Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание и структура социокультурной компетенции студентов педвузаВ современных условиях, когда общество требует от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной управлять информацией и обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками, обучающиеся, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур, нередко испытывают трудности в понимании смысла коммуникации в силу несформированности умения пользоваться информацией, пропуская ее через свой культурный опыт [111, с. 136]. Поэтому обучающемуся, чтобы быть конкурентоспособной личностью, необходимо не только научиться общаться на иностранном языке и повысить уровень своей общей и профессиональной культуры, но и сформировать готовность достойно представлять свою страну в условиях международного общения, способность понимать и уважать ценности других культур для установления межкультурных связей. Первоначальную исследовательскую задачу составили анализ понятия социокультурной компетенции, выявление основных подходов к определению его содержания и структуры в современной педагогической науке. Необходимо отметить, что важным элементом подготовки студентов в высшей школе является формирование дополнительных качеств, к которым относится и владение социокультурной компетенцией [107]. В требованиях ФГОС ВПО к результатам освоения образовательных программ бакалавриата владение социокультурной компетенцией не предусматривается, но ее составляющие входят в общекультурные и профессиональные компетенции выпускников, которыепредполагают, что «специалист должен быть готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» [3]. На сегодняшний день для изучения данной задачи сложились следующие теоретические предпосылки: - представление о принципах современной образовательной политики (И. В. Бестужев-Лада, В. П. Борисенков, X. X. Бруннер, JI. Бэк, X. Вессури, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, Д, Дэниел, В. М. Жураковский, A. С. Запесоцкий, Л. П. Кураков, Б. Колдуэлл, Р. Маклин, А. Мокус, Я. М. Нейматов, Н. Д. Никандров, А. И. Новиков, В. Ордоньес, Б. Саймон, B. А. Сластенин, О. Н. Смолин, В. И. Солдаткин, Л. А. Степашко, В. М. Филиппов, Ж. Халлаг, Т. Хюсен, В. Д. Шадриков, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, Б. Эдвардс и др.); - положения о принципах поликультурного образования (О. В. Аракелян, А. Г. Асмолов, А. Ю. Белогуров, И. С. Бессарабова, О. И. Воленко, О. К. Гаганова, Г. Д. Дмитриев, Т. М. Елканова, Н. Б. Крылова, И. А. Мартьянова, А. А. Реан, А. А. Соколова, Л. Л. Супрунова, М. Г. Тайчинов, Л. В. Тодоров, Е. Р. Хакимов и др.); - представление о педагогических аспектах формирования социокультурной компетенции (Н. Е. Буланкина, Ю. Н. Караулов, М. В. Китайгородская, С. Д. Мартынов, Н. В. Мороз, Е. И. Пассов, Ю. В. Рождественский, Э. А. Уткин, К. С. Цеунов и др.); - идеи о роли обучения иностранному языку в высшем образовании (Т. Т. Аминова, О. А. Голубенко, Т. М. Денисова, Г. В. Ейгер, Л. М. Зельманова, И. Ю. Калмыкова, А. С. Никишина, О. А. Обдалова, Д. И. Полторак, И. А. Рапопорт и др.). Проблема формирования социокультурной компетенции является ключевой для исследовательских работ в области иноязычного общения, так как социокультурная компетенция составляет важную часть коммуникативной компетенции (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, А. П. Тряпицына, В. П. Фурманова, А. В. Хуторской и др.). Аспекты формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку рассматриваются такими учеными, как Т. Н. Астафурова, Г. А. Воробьев, О. В. Дроздова, О. О. Калабушкина, И. А. Левицкая, В. П. Мильруд, Т. В. Починок, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, Р. А. Тадинова и др. В научных работах многих ученых (А. Я. Касюк, В. В. Ощепковой, В. П. Сысоева, С. Г. Тер-Минасовой и др.) отражены вопросы, связанные с содержанием обучения иностранному языку и, в частности, с его социокультурным компонентом. Появление термина «социокультурная компетенция» в российской педагогике связано с деятельностью международной организации «Совет Европы по культурному сотрудничеству», и прежде всего с работами Яна ван Эка и Джона Трима. Согласно этим документам, социокультурная компетенция - одна из составляющих коммуникативной компетенции. Она рассматривается в качестве способности адекватно взаимодействовать в различных ситуациях повседневной жизни и понимается как становление и поддержание социальных контактов при помощи иностранного языка [201]. Анализ научных работ по теме исследования с целью определения места социокультурной компетенции в образовательной среде показывает, что социокультурная компетенция входит как в комплекс компетенций поликультурной языковой личности, так и в состав иноязычной коммуникативной компетенции. Социокультурный подход позволяет раскрыть социокультурную компетенцию студентов педвуза как компетенцию поликультурной языковой личности. Для этого рассматривается взаимосвязь языка и культуры. На протяжении последних лет в исследованиях таких авторов, как Е. П. Артамонова [16], Н. В. Барышников [26], И. Л. Бим [32], Г. В. Елизарова [51], Ю. Н. Караулов [74], А. А. Миролюбов [109], В. В. Сафонова [126], П. В. Сысоев [142], Р. А. Тадинова [146], В. П. Фурманова [164], И. И. Халеева [166], Л. П. Халяпина [169] и др., центральным вопросом является идея о включении культуры страны изучаемого языка в дисциплину «иностранный язык» как элемента учебного плана. Основы социокультурного подхода в отечественной педагогике представлены в работах В. В. Сафоновой, которая отмечает, что культуроведение становится стержнем обучения иностранному языку. В содержании учебной программы значительное место отводится знакомству с разнообразием культур страны изучаемого языка [127]. В трудах таких исследователей, как О. А. Бондаренко [36], О. В, Дроздова [50], Г. В. Елизарова [52], О. О. Калабушкина[70], М. Г. Корочкина [79], И. А. Левицкая [91], И. Я. Лупач [96], В. П. Фурманова [163] и др., рассматриваются проблемы, связанные с социокультурными аспектами обучения иноязычному общению студентов педвуза. Данный подход позволяет рассматривать социокультурную компетенцию студентов педвуза в качестве инструмента поликультурного развития личности, способствующего осознанию себя как духовно-нравственного субъекта [128,131]. В связи с обоснованием социокультурного подхода в иноязычном образовании В. В. Сафонова акцентировала свое внимание на важности социокультурной компетенции для развития личности обучаемого. В соответствии с данным подходом обучающийся со сформированной социокультурной компетенцией должен не просто владеть знаниями и умениями, но и ориентироваться в разных коммуникативных нормах общения, соотносимых с разными видами цивилизаций и культур, адекватно воспринимать явления и факты культуры и использовать эти ориентиры для выбора средств взаимодействия при решении задач межкультурного общения и проблем, связанных с профессиональным становлением личности [125]. Идеи В. В. Сафоновой были признаны в теории и методике обучения иностранным языкам, и дальнейшие исследования феномена социокультурной компетенции выполнялись с позиций социокультурного подхода, акцентирующего внимание на стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами, подразумевая владение системой ценностей как родной культуры, так и культуры изучаемого языка.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313509.html |
|