Быстрый переход к готовым работам
|
Педагогические условия формирования инновационной организаци¬онной культуры общеобразовательного учрежденияФилософское понимание условий представляет собой выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. При этом сам предмет рассматривается как нечто обусловленное, а условие - относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Принято считать, что условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют, развиваются [233, с.618]. В ходе формирующего эксперимента нами были определены следующие педагогические условия формирования инновационной организационной культуры: мотивационно-ценностные, субъектно-личностные, содержательнотехнологические, организационно-процессуальные. К группе мотивационно-ценностных условий, обеспечивающих формирование инновационной организационной культуры, относятся новая философия управления общеобразовательным учреждением; осмысление роли организационной культуры в инновационном развитии; переход к ценностноориентированному управлению школой; развитие потребности и личной значимости формирования инновационной организационной культуры у субъектов процесса управления; стимулирование мотивации у педагогов к инновационной деятельности; становление у сотрудников чувства уверенности в успехе инновационных изменений. Мы полагаем, что философия управления общеобразовательным учреждением имеет большое значение для развития школы, так как выражает предназначение и смысл существования организации. Новая философия управления общеобразовательным учреждением предполагает изменение управленческих стереотипов административно-управленческого аппарата, менеджеров образования среднего звена на уровне организационных кластеров в сущности изменения ценностей организации; процесса принятия управленческих решений; смещения акцентов в управленческой деятельности в плоскость создания контекста совместно разделяемых ценностей. Основными составляющими инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения являются организационные ценности. Мы считаем важным тот факт, что организационные ценности побуждают сотрудников к самостоятельному анализу, сопоставлению своей профессиональнопедагогической деятельности, профессионально-педагогических ценностей и ценностей организационной культуры, что приводит к процессу переосмысления их собственной системы ценностей, осознанию необходимости внесения изменений в иерархию профессионально-педагогических ценностей в соответствии с инновационным развитием образовательной системы и трансформацией ценностного ядра организационной культуры школы. В итоге происходит осмысление всеми субъектами процесса управления роли организационной культуры в инновационном развитии школы, формируются предпосылки для перехода к качественно иным ценностям. К таким ценностям мы относим ценности гуманистического отношения к личности обучающихся; личностно ориентированную направленность образовательного процесса; пар- тисипативное управление; личную ответственность каждого субъекта процесса управления за конечные результаты деятельности общеобразовательного учреждения; непрерывное совершенствование качества педагогической деятельности; инициативное поведение персонала; профессионально-личностное развитие педагогических и управленческих кадров. Мы считаем, что новая философия управления общеобразовательным учреждением предполагает формирование новой системы ценностей и смыслов профессионально-педагогической деятельности субъектов процесса управления, создаёт необходимые условия для перехода к инновационной организационной культуре общеобразовательного учреждения. Руководителю и администрации школьной организации необходимо активизировать деятельность сотрудников по изменению их профессионально-личностных ценностей путём целенаправленного воздействия, вовлечения их в процесс принятия управленческих решений; расширять возможности для самоуправления, демократизации; предоставлять свободу выбора форм, методов, средств обучения и воспитания, открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах повышения квалификации педагогов, способствуя их саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, осуществляется переход к ценностно ориентированному, человеко-ориентированному, корпоративному управлению школой, где сотрудникам даётся возможность осмыслить роль организационной культуры в инновационном развитии общеобразовательного учреждения, развить у них потребность и личную значимость формирования инновационной организационной культуры. В мотивационно-ценностной группе условий большое внимание уделяется укреплению ценностного ядра организационной культуры. Этот процесс необходим потому, что, с одной стороны, на организационную культуру оказывают влияние ценности субъектов процесса управления, в том числе и негативные, с другой стороны, организационная культура, в основе которой заложены инновационные ценности, способна оказывать формирующее влияние на мышление и поведение сотрудников, стимулировать их саморазвитие и самосовершенствование. Укрепление ценностного ядра организационной культуры, на наш взгляд, должно выражаться в разработке, транслировании, поддержании инновационных ценностей, которые разделяют все субъекты процесса управления, что и составляет основу ценностно-ориентированного управления школой. Наше исследование подтверждает, что важным компонентом мотивационно-ценностной группы условий является формирование у педагогов положительной установки по отношению к инновационной деятельности. Мы считаем, что для того, чтобы данный процесс шёл успешно, администрации школы необходимо учитывать следующие положения: - обеспечить педагогическую поддержку и управленческое сопровождение педагогов, активно участвующих в инновационных проектах, разрабатывающих авторские педагогические программы; - всем субъектам процесса управления показать важность перемен путем глубокого анализа и сравнения результатов деятельности общеобразовательного учреждения с успешными, конкурентоспособными, эффективно работающими школами; - для осуществления инновационных изменений нужно представить работникам школы чётко разработанный план их внедрения, где поэтапно должен рассматриваться процесс перемен с чётким информированием сотрудников об особенностях каждого этапа и роли организационных кластеров в их реализации; - вовлечение работников в процесс планирования и внедрения изменений, т.к. принятие сотрудниками перемен и их вовлечение в реализацию нововведений является существенным фактором успеха инновационной деятельности, без которых она обречена на неудачу; - в системе внутришкольного повышения квалификации разработать программы обучения, которые развивали бы у сотрудников аналитическую культуру, лидерские навыки, умения работать в команде, проектировать своё профессиональное развитие; - во взаимоотношениях между субъектами процесса управления администрации школы важно создавать положительную установку по отношению к инновационной деятельности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|