Быстрый переход к готовым работам
|
Технология формирования инновационной организационной культу¬ры общеобразовательного учрежденияВ связи с возрастанием роли организационной культуры в обеспечении устойчивого развития общеобразовательного учреждения чрезвычайную актуальность приобретает вопрос осмысления технологии внесения изменений в организационную культуру. Задачей данного параграфа является определение основных этапов, содержания и методов проектирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения. С этой целью была разработана технология формирования инновационной организационной культуры. Основными идеями технологии является её разработка под конкретный управленческий замысел, в основе которого лежат инновационная философия управления развитием образовательной системы и теоретические идеи концепции формирования инновационной организационной культуры. В ходе исследования проводился формирующий эксперимент на базе МОУ «Гимназия №25», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №29», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» города Курска. Целями опытно-экспериментальной работы являлись: - формирование новой миссии организационной культуры в условиях инновационных процессов в общеобразовательном учреждении в контексте изменений во внешней среде; - создание новой практики управления развитием школы на основе разработки концепции инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения. Задачами опытно-экспериментальной работы были: - повышение профессиональной компетентности субъектов процесса управления (административно-управленческого аппарата общеобразовательных учреждении) в вопросах формирования инновационной организационной культуры; - обеспечение мотивационной готовности субъектов процесса управления к инновационной деятельности; - формирование ответственного отношения субъектов процесса управления к качеству конечных результатов деятельности школы; - развитие инновационной активности сотрудников общеобразовательных учреждений, потребности в непрерывном профессионально-личностном развитии и саморазвитии. Программа формирующего эксперимента предполагала создание технологии формирования инновационной организационной культуры, которая включала в себя четыре этапа: ориентационно-теоретический, проблемный, проектировочный, внедренческий. Каждый из этапов предусматривал комплекс задач по формированию инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения. Первый этап (ориентационно-теоретический) предусматривал погружение субъектов процесса управления в проблему развития организационной культуры. Для этих целей в общеобразовательных учреждениях была создана специальная обучающая среда, которая позволила сформировать у участников ОП теоретические представления о сущности организационной культуры, её структуре, ценностно-смысловом контексте, а также источниках, типологии, принципах её формирования. На данном этапе были определены следующие задачи: - овладение управленческими кадрами общеобразовательного учреждения методологическими, теоретическими знаниями по вопросам формирования инновационной организационной культуры; - становление у сотрудников личностных смыслов в наращивании инновационного потенциала педагогической и управленческой деятельности; - мотивация субъектов ОП к участию в инновационной деятельности. Для того чтобы решить проблему повышения уровня знаний субъектов процесса управления в области теоретических основ развития организационной культуры, понимания феномена инновационной организационной культуры, в рамках внутришкольного повышения квалификации нами была разработана программа «Формирование инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения». Программа была построена на модульной основе: - теоретико-методологический модуль, в рамках которого рассматривались научные основы феномена инновационной организационной культуры (основные подходы к определению сущностных характеристик инновационной организационной культуры); источники организационной культуры: ценностные установки, базовые представления; ценности как системообразующий элемент организационной культуры; роль, функции, способы измерения ценностей организации; вопросы целеполагания в управленческом проектировании; процесс развития ценностей, поддержание жизнеспособности ценностей в условиях динамичного организационного развития. В рамках данного модуля были проведены теоретические обзоры по темам: «Сущность организационной культуры», «Источники организационной культуры ОУ», «Типология организационной культуры школьной организации», «Особенности инновационной организационной культуры школы», «Принципы педагогического проектирования»; - теоретико-прикладной модуль, в ходе которого основной акцент был сделан на определение ценностного ядра организационной культуры; отличительные черты эффективных организационных культур; способы анализа реакции организаций с различными типами организационных культур на внешние воздействия, нововведения; роль руководителя в процессе влияния на культуру своей организации; выявление типа организационной культуры как фактора, определяющего потенциал организации; управленческую психологию (управленческое общение, этику, имиджелогию); теоретическую основу проектирования; - технологический модуль предполагал определение технологии проектирования образа желаемой организационной культуры школы, алгоритма формирования инновационной организационной культуры, технологию индивидуальной работы с субъектами процесса управления в вопросах прогнозирования инновационных рисков, преодоления сопротивления инновациям со стороны педагогов школы, технологию личностного саморазвития сотрудников общеобразовательных учреждений. Большое значение в данном модуле отводилось вопросам целеполагания в управленческом проектировании, таксономии целей формирования инновационной организационной культуры, развития ценностной составляющей организационной культуры.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|