Быстрый переход к готовым работам
|
Диагностика и анализ организационной культуры в общеобразова-тельном учрежденииФормирование инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения - сложный и длительный процесс, требующий мобилизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса школы. В этой связи многократно возрастает роль руководителя и административноуправленческого аппарата общеобразовательного учреждения, которые должны не только владеть технологией формирования инновационной организационной культуры, но и создавать необходимые педагогические условия, позволяющие осуществить переход к ценностной парадигме управления общеобразовательным учреждением. Целью данного параграфа является изучение представлений субъектов общеобразовательного учреждения о сущности, типологии, технологии развития организационной культуры школы, а также диагностике и анализе организационной культуры. В ходе исследования проводился констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 434 человека (администрация, руководители методических объединений, творческих групп учителей, педагоги), 243 обучающихся и их родителей общеобразовательных школ города Курска. Эксперимент проводился в течение шести лет. В ходе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: - рассмотреть представления субъектов процесса управления о сущности, источниках, компонентах организационной культуры, а также её роли в процессе формирования стратегии развития общеобразовательного учреждения; - определить доминирующий тип организационной культуры школы; - проанализировать уровень удовлетворённости участников образовательного процесса организацией жизнедеятельности в школе; - выявить степень мотивационной готовности персонала общеобразовательных учреждений к инновационной деятельности, созданию и внедрению педагогических и управленческих инноваций; - оценить уровень профессиональной подготовки к освоению, созданию и внедрению инноваций. При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, методика незаконченных предложений, ранжирование, рейтинговая оценка, самооценка, изучение и анализ норматив- но-правовых актов, школьной документации (анализов планов работы школ, протоколов педагогических и научно-методических советов, протоколов родительских собраний и родительских конференций, различного рода аналитических материалов по итогам лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений), анализ продуктов педагогической и управленческой деятельности администрации школ, методы качественной и количественной обработки полученных результатов. В ходе исследования в состав контрольных и экспериментальных групп вошли сотрудники, обучающиеся, родители МОУ «Гимназия №25», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №29», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» города Курска. Прежде всего, нас интересовало, что субъекты образовательного процесса понимают под понятием «организационная культура школы». С данным вопросам мы обратились к сотрудникам общеобразовательных учреждений города Курска и Курской области (Приложение №1). По результатам анкетирования было установлено, что с понятием «организационная культура» знакомы лишь 12% опрошенных, 37% соотнесли понятие ОК с нормами поведения, 51% затруднились с ответом. Полученные результаты позволили констатировать, что большинство респондентов (88%) не имеют представления об ОК своей школы. Значительная часть руководителей ОУ (62%) не осознают значение ОК как стратегического ресурса развития школы. Далее мы предложили пояснить, в чём, на их взгляд, находит выражение организационная культура общеобразовательного учреждения. В числе предполагаемых ответов были названы: в целях и задачах организации; в приоритетах организации; в совместно разделяемых взглядах и ценностях сотрудников; в общепринятых нормах и убеждениях; в готовности к нововведениям, саморазвитию; в стиле управления; в способах распределения власти; в стилях взаимоотношений. Большинство опрошенных назвали общепринятые нормы и манеры поведения, артефакты (51%), значительно меньший процент респондентов указали цели и задачи организации (38%), от 8 и до 11% участников эксперимента посчитали, что организационная культура общеобразовательного учреждения находит своё выражение в системе ценностей, стиле управления, способах распределения власти, готовности к нововведениям, саморазвитию. Таким образом, анализ предпочтений респондентов даёт возможность сделать вывод, что организационная культура рассматривается в большинстве случаев как манера поведения, символы и внешние атрибуты деятельности школы. В числе причин данных явлений участники опроса указывают, что в содержании методической работы ОУ не уделяется должного внимания вопросам определения сущности, источников, анализа и развития организационной культуры, не обсуждаются проблемы, тормозящие развитие ОУ, не рассматриваются механизмы эффективного управления школой и повышения её конкурентоспособности, отсутствует целенаправленная подготовка управленческих кадров в вопросах развития организационной культуры школы.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|