Быстрый переход к готовым работам
|
Педагогическая модель формирования инновационной организаци¬онной культуры общеобразовательного учрежденияФормирование инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения требует использования метода моделирования, который предполагает, по мнению Б. А. Глинского, наличие объекта, исследующего закономерности явлений и процессов природы, общества или мышления, объекта исследования, модель, опосредующую отношения познающего субъекта и познаваемого субъекта [44, с.53]. Педагогический словарь определяет понятие «моделирование» как метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности [162 с. 146]. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе исследования на оригинал, по нашему мнению, основана на том, что модель в определённом смысле отображает какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Процесс построения педагогической модели формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения потребовал от нас определения исходных теоретических оснований. В нашем исследовании использовались системный, синергетический, культурологический, аксиологический, рефлексивный подходы. Рассмотрим реализацию системного подхода на основе характеристики основных свойств системы, разработанных в теории управления (В. Г. Анфи- латов, С. И. Архангельский, В. Н. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, А. А. Денисов, В. Н. Дыгичко, А. Елисеев, А. А. Емельянов, Т. А. Ильина, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, М. Месаро- вич, Т. И. Шамова, В. Я. Якунин). Т.А. Ильина определяет систему как выделенное на основе определённых признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединённых общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [77, с.5]. По мнению Н.В. Кузьминой понятие «педагогическая система» имеет множество структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [111, с. 81]. В числе характеристик педагогической системы С.И. Архангельский выделяет сложность системы, которая выражается в бесконечном разнообразии состояний, поведений, отношений и связей. При этом учёный считает, что структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса как системы [13, с.94]. Мы разделяем точку зрения П. И. Третьякова, что школу можно рассматривать как социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса [221, с. 19]. Таким образом, с позиции системного подхода организационная культура общеобразовательного учреждения как система характеризуется наличием совокупности элементов: ценностей, убеждений, установок, базовых представлений субъектов процесса управления, отношений и поведения сотрудников. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой, и благодаря этому организационная культура обладает интегративными качествами, которых не имеет ни один из её компонентов. Синергетический подход (В. Арнольдов, В. А. Аршинов, М. В. Богуславский, JI. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, А. П. Назаретян, А. И. Пригожин, И. Стенгерс, М. В. Соколовский, Г. Хакен, Т. И. Шамова) позволяет изучать системы открытого типа. В теории управления большое значение имеет эффект синергии, который достигается на основе взаимодействия системы с внешней средой и взаимодействия компонентов внутри самой системы. По мнению И. Ансоффа, синергизм представляет сочетания, комбинации, в которых эффект от их суммы больше, чем сумма эффектов составных его частей, поэтому синергизм можно рассматривать как меру совместных эффектов [10, с. 125]. Синергетический подход позволяет рассматривать инновационную организационную культуру в контексте самоорганизации, нелинейности и не- равновесности её развития. Кроме того, процесс формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения должен ориентироваться на изменение компонентов организационной культуры (ценностей, убеждений, установок, базовых представлений субъектов процесса управления, отношений и поведения сотрудников). Мы считаем, что для достижения наибольшего синергетического эффекта инновационной организационной культуры необходимо учитывать такие важные вопросы, как изменение подходов к целеполаганию, ценностям, убеждениям, системе отношений всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, обеспечивается изменение и обновление каждого элемента организационной культуры, выстраивание новых связей и отношений. Изменения, на наш взгляд, происходят в профессионально-педагогической компетентности сотрудников, их индивидуальной и профессиональной культуре, характере взаимодействия между всеми субъектами процесса управления, расширении состава их должностных обязанностей. В результате происходит трансформация всех компонентов организационной культуры школы и создаются новые условия для профессиональноличностного саморазвития и самосовершенствования педагогов, что и позволяет добиться синергетического эффекта. Наше исследование показало, что в практике работы некоторых общеобразовательных учреждений мы можем наблюдать обратный эффект, когда изменения представляют собой набор разовых мер, разрозненных социальных проектов, которые не связаны между собой, не ориентированы на достижение общей цели, плохо скоординированы, не обеспечены необходимыми ресурсами. Мы считаем, что в этом случае синергетического эффекта достичь просто невозможно. По нашему мнению, одним из ведущих подходов, на котором основывается педагогическая модель формирования инновационной организационной культуры, является культурологический подход, так как в нашем исследовании рассматриваются проблемы формирования культурного профиля общеобразовательного учреждения. Культурологический подход (В. А. Аршинов, Т. Ю. Базаров, М. В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинский, Т. М. Давыденко, Б. Е. Ерёмин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Князев, С. П. Курдюмов, Н. Б. Крылова, В. И. Максакова, А. П. Назаретян, Л.С. Подымова, Т. Н. Персикова, А. И. Пригожин, М. В. Соколовский, Ю. И. Турчанинова) предполагает рассмотрение инновационных педагогических ценностей в контексте развития мировой культуры.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|