Быстрый переход к готовым работам
|
Феномен инновационной организационной культуры общеобразова-тельного учрежденияНаступившее столетие предъявляет новые требования к системе образования. В государственной программе "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы", национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывается, что приоритетными задачами развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года становятся обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями инновационной экономики, основанной на знаниях; формирование новых механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [101, с.З]. Для того чтобы решить данные задачи и совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо иметь адекватную систему управления школой и инновационную организационную культуру, которые способны обеспечить инновационность, динамичность, эффективность образовательной системы. В настоящее время появляются исследования по теории управления образовательными системами, которые затрагивают различные вопросы инновационных изменений в образовании: обновление содержания базового образования, поиск эффективных механизмов оценки качества обучения, развитие школьной информационно-образовательной среды и т.п. По мнению многих исследователей, новая модель образования должна удовлетворять требованиям непрерывности и модальности, фундаментализма и универсальности, антропологизма и демократизма. Она должна иметь механизмы динамичного саморазвития, т.е. обладать таким качеством, как инновационность. Понятие «инновация» (от латинского «innovatio» - нововведение, изменение, обновление) трактуется как деятельность, связанная с созданием, освоением, использованием и распространением нового, а также с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [255, с.238]. Р. А. Фатхутдинов считает необходимым разграничить понятия «новшество» и «инновация». По мнению исследователя «новшество» - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ. Под «инновацией» автор понимает конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [232, с. 14]. Следуя логике автора, необходимо отметить, что инновации являются не только итогом процесса изменений, но и результатом эффективного изменения самого объекта управления. Во многих современных исследованиях (В. С. Лазарев, А. В. Лоренцов, Б. П. Мартиросян, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, В. А. Сластёнин, П. И. Третьяков, Р. А. Фатхутдинов, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуфбекова), посвящённых проблемам инноваций в образовании, понятие «инновация» отождествляется с понятием «нововведение». Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития школы. Инновационный процесс - это процесс развития общеобразовательного учреждения. При этом в исследованиях А. Н. Малинина, Г. М. Тюлю, Т. И. Шамовой указывается, что развитие школы - это и есть процесс разработки и освоения новшеств [243, с.132- 133]. О. Г. Хомерики акцентирует внимание на том, что нововведения группируются с точки зрения их отнесенности к той или иной части образовательно-организационной системы школьной организации: «Общий инновационный процесс в школе, т.е. процесс ее развития, складывается из совокупности процессов обновления ее различных участков — отдельных инновационных процессов (нововведений)» [238, с. 189]. Мы разделяем позицию Л. С. Подымовой, согласно которой инновация - это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько) ко времени, но и к качественным чертам изменений [206, с. 140]. Мы считаем важной мысль автора о том, что привносить те или иные нововведения как инновацию в школьном образовании можно лишь в том случае, когда новые элементы вносятся в школу осмысленно и позволяют качественно менять образовательную ситуацию в общеобразовательном учреждении в целом. Рассматривая общеобразовательное учреждение как объект инновационного развития мы имеем в виду необходимость обновления философии развития школы, формулирование инновационной миссии общеобразовательного учреждения (изменение представлений о приоритетных функциях современной школы, конечных результатах её деятельности); инновационной образовательной политики, предполагающей системные изменения в основных элементах образовательного процесса; обновление содержания образования в логике требования государственных образовательных стандартов нового поколения, внедрения инновационных образовательных стратегий и технологий, обогащение внешних связей общеобразовательного учреждения со стратегическими партнерами, создание качественно нового ресурсного обеспечения управления развитием школы и перехода к инновационной организационной культуре. По нашему мнению, именно инновационная организационная культура является стратегическим ресурсом качественных изменений деятельности школы, в которой создаются условия для непрерывного поступательного развития общеобразовательного учреждения, самоуправления, самоорганизации, самоконтроля и самооценки деятельности сотрудников, усиления общественно-государственного управления общеобразовательным учреждением, повышения конкурентоспособности обучающихся. Организационная культура являлась предметом изучения большого числа исследователей, однако инновационная организационная культура общеобразовательного учреждения не подвергалась специальному исследованию, в то время когда она приобретает особое значение. Ряд учёных предлагает рассматривать в качестве отличительных характеристик инновационной организационной культуры организационные отношения. Используя данный показатель, JI. Д. Гительман выделяет «слабую», «сильную», «технократическую» и «инновационную» организационную куль- туру. «Слабая» организационная культура, по его мнению, характеризуется регламентацией, большим количеством инструкций, отсутствием ясных представлений о ценностях, убеждениях относительно того, как можно достичь успеха, долгосрочной цели. «Сильную» организационную культуру отличает готовность сотрудников к разумному риску и нововведениям, приоритетность решения социальных задач групповыми формами принятия решений, ориентацией на коллективные стимулы; высокий уровень самоуправления, само- планирования, самоорганизации, самоконтроля и самооценки [43, с. 79]. «Технократическая» организационная культура представляет собой, по мнению автора, жесткую субординацию, иерархию в системе управления, преобладание регламентированного, исполнительского поведения сотрудников. «Инновационная» организационная культура определяется как культура, основанная на создании творческой атмосферы в организации, характеризуется высоким образовательным уровнем персонала, постоянным совершенствованием, экспериментаторством [Там же].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|